Взаимосвязь мелкой моторики и речи

Мелкая моторика и речь

Вы когда-нибудь задумывались, почему не находя подходящего слова , мы начинаем помогать себе жестами? А ребенок, увлекшись рисованием или письмом, непроизвольно высовывает язык?

Дело в том, что мелкая моторика и речь тесно связаны между собой исторически и физиологически.

В первобытные времена люди постоянно использовали жесты при общении, которые часто сопровождались эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Появившаяся в скором времени речь была долгое время  в постоянной связке с активной жестикуляцией. Именно поэтому в коре головного мозга области, отвечающие за речь и действия руки, находятся по соседству.

Когда в деятельности человека задействованы тонкие движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но еще и речи. И наоборот.

Научные исследования о взаимосвязи мелкой моторики и речи.

Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Уже во II веке до нашей эры в некоторых цивилизациях были широко распространены методы «пробуждения» речи через развитие ладошек и пальчиков у детей с помощью подручных средств (грецких орехов, металлических шариков и так далее).

Научные доказательства взаимосвязи были представлены общественности в конце XIX века и неоднократно подтверждены в последующем.

Одним из самых интересных экспериментов оказалось наблюдение за малышами первых недель жизни. Мамочки в течение нескольких минут массировали ручку ребенка, сгибали и разгибали пальчики. Ученые при этом отслеживали биоритмы мозга. Спустя два месяца таких регулярных упражнений, исследователи обнаружили, что  возбуждение двигательной зоны  стало распространяться на область, отвечающую за речь. То есть движения пальчиками и кистями помогают малышу скорее научиться говорить.

Поэтому хорошо, если вы будете регулярно проводить массаж пальчиков ребенка.

Как правило, дети с хорошо развитой моторикой рук умеют логично рассуждать, имеют обширный словарный запас, отличную память и более общительны. Есть такой метод определения речевого развития ребенка: надо попросить малыша показать один, два и три пальчика (при этом сначала показать самому, как это сделать). Дети, которым легко удаются изолированные движения пальчиков, уже умеют хорошо говорить. Если пальчики не слушаются, поднимаются все вместе или совсем вялые, речь следует развивать интенсивнее.

Конечно, бывают и исключения из правил. Есть дети с прекрасной речью и плохо развитой моторикой и наоборот.

Стоит также отметить, что на развитие речи влияют много факторов, и мелкая моторика – лишь один из них. Хорошо координированная деятельность ручек стимулирует умственное (в том числе и речевое) развитие, но действия, направленные на развитие речи, должны быть комплексными и включать в себя другие каналы восприятия (зрительный, слуховой, артикуляционный).

Развитие речи через мелкую моторику

Взаимосвязь мелкой моторики и речи

Как вы поняли, существует прямая взаимосвязь мелкой моторики и речи. Поэтому эти знания стоит применять на практике. Ведь наша с вами задача, как родителей, способствовать наиболее полному раскрытию творческого и умственного потенциала ребенка, заложенного природой.

А так как первой естественной деятельностью малыша являются движения рук  и пальчиков (не речь!), рекомендуется организовать среду, которая будет предоставлять максимальный простор для развития мелкой моторики.  Дополнить домашний «ассортимент» специальными игрушками, включить в игровую деятельность ребенка физминутки, пальчиковые игры, лепку, рисование и другие занятия, направленные на активное вовлечение ручек и пальчиков в процесс. Подробнее, как развить мелкую моторику рук читайте в следующей статье.

Проведение совместной игровой деятельности, которая естественным путем тренирует пальчики и ладошки малыша, мягко и постепенно подведет ребенка к первым словам и фразам.

Только такой подход, основанный на следовании заложенной в нас природе, поможет воспитать гармоничного и счастливого ребенка!

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы “Через развитие речи – к гармоничному развитию ребенка”, автор и руководитель проекта “Речь ребенка” и онлайн-клуба речевого развития “Болтай-ка”, главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика