Здравствуйте, дорогие читатели проекта «Речь ребенка».
Я, Алена Волкова, логопед, дефектолог, консультант по развитию речи и дважды мама двух замечательных дочек.
Этот раздел создан специально для вас. Здесь вы можете задавать мне любые вопросы по развитию речи вашего ребенка.
А если мы с вами еще не знакомы, то добро пожаловать на страничку «Об авторе».
Мальчик 2,2 года, говорит нормально — предложениями из 2-4 слов, богатый словарный запас, употребляет местоимения.
Где-то в 1,10 перестал говорит звук «В». Во всех словах пропускает его и отдельно тоже сказать не может (говорит «Ё»).
Как помочь? Как поставить звук «В»? Я понимаю, что до трех лет логопеды не бурется. Но я ведь могу как-то помочь ему дома, почему бы и нет. Только не знаю как.
Алена, моему сыночку 3,5 лет.В 2,5 лет после испуга у него появилась повторяющаяся а-а-а перед тем, как он начинает сто-либо говорить. Можно ли это как-то исправить? мы поем песни. В логопедическую группу в садик не берут, т.к. маленький. С ув., Олеся.
Здравствуйте, Олеся! Информации очень мало, чтобы дать точный ответ, но таким образом у ребенка может проявляться заикание (а именно — его клоническая форма, которая выражается не только повторением начальных звуков или слогов, но и повторением какого-нибудь гласного звука перед тем, как начать говорить). Заикание как раз и появляется чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (это период наиболее интенсивного речевого развития, поэтому различные неблагоприятные факторы могут нарушить нормальный его ход — в вашем случае этим неблагоприятным фактором мог стать испуг).
Исправить можно, но Вам необходимо как можно скорее обратиться очно к неврологу и логопеду, поскольку при коррекции заикания необходим комплексный подход.
Желаю всего самого наилучшего!
Алена, добрый день! Ребенку 1,11, девочка. Прекрасно понимает все, моторику постоянно развиваем, много с ней занимаюсь, читаю, играю, пою. Но! до сих пор кроме, папа, мама, деда, да,нет, давай, пипи-мышка, ква,
Постоянно провоцирую ее на разговор, и вопросы, и паузы, вообщем, уже что только не делаю. Остальное развитие в пределах нормы, многие вещи делает даже лучше сверстников, и пасочки сама лепит и рисовать умеет (очень понятные рисунки, может лицо нарисовать с глазами, носом, ртом, ушами, волосы на голове, цветочки рисует со стебельками, умеет еще и разукрашивать очень неплохо, сортировать предметы по форме, цвету, знает цвета, формы, любит пазлы собирать. из 6-ти элементов спокойно сибирает, конструкторы любит, сама машины, паравозики из них делает, пирамидки собирает, наклейки любит, всегда ровненько их клеит, книги тоже любит). Но почему не получается разговорить ее??? Все те немногие слова, которые говорит, говорит четко. И рычать умеет, иногда проскакивают слова новые, но максимум она еще второй раз произнесет их и все! как будто и не говорила ни разу! Это такие слова как — жираф, ежик, птичка, зая, нашла, иди туда, вперед, лови и некоторые другие. Из звукоподражания только гав-гав, ква-ква, пи-пи. Хотя каждый день играем, спрашиваю. Много разговариваем, везде ходим, и в зоопарки и парки, горы, дача и т.д.. Обидно, что многие не занимаются с детьми, а они уже в 1,5 года умеют говорить. Здесь же наизнанку лезешь и выхлопа нет… На своем языке что-то болтает, но не так много, как некоторые дети без умолку. Разные слоги произносит. Но за мной оооочень редко повторит!!!Алфавит половину знает, но не произносит отдельные звуки. С уздечкой все в норме..
ЧТО еще сделать? как ее разговорить?? Бабушки-дедушки говорят, что ленится, но я понимаю, что она просто не умеет, поэтому молчит…Иногда видно, что она хочет что-то сказать, но открывает рот и как будто губами что-то говорит, я терпеливо жду, что она скажет что-то..но не получается..
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за подробное объяснение ситуации, каждая деталь важна!
В целом, для того, чтобы речь появилась и в дальнейшем развивалась нормально, необходимы некоторые условия:
— достаточная степень зрелости коры головного мозга;
— достаточный уровень развития всех органов чувств;
— хорошая речевая среда (речевое окружение);
— хороший уровень психофизического здоровья ребенка;
— потребность использовать речь как средство общения.
И одна из самых частых причин того, что речь ребенка задерживается, заключается в том, что кора головного мозга (а именно — отделы, связанные с речью)еще недостаточно созрели (возможно, в силу индивидуальных темпов развития, а возможно, имели место неблагоприятные факторы во время беременности и родов — токсикозы, инфекционные болезни, гипоксии и асфиксии, травмы и т.п., а также во время первых лет жизни ребенка).
Из вашего описания можно сделать выводы, что развитие ребенка немного форсируется, и не все, чему ребенок учится, ему по возрасту. Особенно обратила внимание на 2 момента: 1) ребенок знает половину алфавита; 2) ребенок «рычит». Теперь поясню подробнее.
Сначала про алфавит. У нас есть речь устная и речь письменная (чтение, письмо). И письменная речь в силу устройства мозга формируется в норме на базе (можно сказать на фундаменте) устной речи, и это позволяет мозгу нормально функционировать, и нужным отделам коры головного мозга своевременно созревать. А когда устная речь еще «не запущена» в достаточном объеме (т.е. фундамент не готов), а уже подключается письменная речь (в том числе с ребенком начинают учить буквы, пытаются научить его читать), то происходит нарушение правильного, нормального хода развития (т.е. того, что называется словом «онтогенез») и возникают задержки развития (в данном случае речевого).
По поводу звука Р. Он относится к самым сложным звукам, и в норме появляется у детей к 5-5,5 годам (поскольку органы артикуляции — язык, губы, щеки и др. — должны достаточно натренироваться, окрепнуть, чтобы принимать правильное положение, удерживать его достаточное время, и в результате получался верный, нормативный вариант произношения звука Р). Бывает так, что у детей, произвольно или непроизвольно, этот звук появляется в раннем возрасте, но поскольку артикуляционные органы еще не готовы к этому, звук получается искаженным (например горловым). Родители не всегда могут это услышать, понять, обратить внимание, и в результате неправильное произношение закрепляется, и чтобы его позже исправить, приходится приложить очень много усилий.
И еще хотелось бы сказать про слова, которые появляются и исчезают. Чтобы они не исчезали из активной речи ребенка, их обязательно нужно закреплять — в бытовых, игровых ситуациях, в повседневной жизни. И тогда они прочно войдут в лексикон ребенка, и останутся и в пассивном словаре (понимание слова, речи), и в активном (собственная речь ребенка).
Желаю успехов!
Подскажите пожалуйста, как избавить ребенка от межзубного произношения свистящих звуков?
Здравствуйте, Зоя! Было бы очень хорошо, если бы Вы написали, сколько лет ребенку. Тогда можно было бы дать более конкретные рекомендации.
Но в любом случае межзубное произношение свистящих (так называемый межзубный сигматизм) необходимо устранять как можно раньше, т.к. такой вариант произношения очень быстро закрепляется и довольно долго устраняется. В этом заключается его «коварство» — поставить правильный свистящий звук можно относительно быстро, а автоматизировать (т.е. закрепить правильный звук в свободной речи) чаще всего бывает сложно — на это может уйти много месяцев.
Распространенная причина межзубности — спастика (повышенный тонус мышц) задней трети языка. Вам желательно пройти консультацию хорошего невролога, и если он подтвердит это, то назначит физиотерапию со специальным лекарственным раствором на корень языка.
Также межзубное произношение бывает, наоборот, от слабости языка. В этом случае главной задачей является укрепление мышц языка. Хорошими помощниками в этом станут артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Логопедический массаж должен обязательно проводиться специалистом, который имеет право заниматься данным видом деятельности. А упражнения артикуляционной гимнастики можно проводить самостоятельно дома.
Упражнения при межзубном сигматизме:
1. «Заборчик» («Улыбка») — растягивать губы в улыбке, зубы при этом сомкнуты и видны, язык за нижними зубами; удерживать такое положение 5-15 секунд.
2. «Почистим зубы» — улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы — сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
3. «Прятки» — широко открыть рот, зубы разомкнуть, кончиком языка упереться в нижние зубы; приподнимать спинку языка, «выглядывая» из-за нижних зубов.
Кроме этого, можно выполнять дыхательные упражнения для формирования правильной целенаправленной воздушной струи. Например, упражнение «Загони мяч в ворота» (длительно дуть на ватный шарик, не надувая щек, и стараясь загнать его между двумя кубиками или другими условными обозначениями ворот).
Также можно отрабатывать звук И, поскольку положение языка при его произнесении близко к нормальной артикуляции звука С.
Постановкой звуков лучше пусть займется логопед. Он же покажет ребенку и Вам правильное положение языка, зубов, губ при произношении базового для этой группы звуков — звука С (а затем и других звуков). Ваша задача — постоянно напоминать ребенку об этом, следить, чтоб язык не просовывался между зубов во время произнесения ребенком свистящих звуков.
Удачи! Уверена, что все получится!