Сказки Владимира Сутеева для детей от 3 до 5 лет

Сказки Сутеева для детей от 3 до 5 лет

В одной из прошлых статей мы говорили о том, какими должны быть книги для самых маленьких: содержащими простой короткий сюжет, полными красочных картинок, понятными. Приблизительно к трем-четырем годам ребенок осваивает немало таких книг: знакомится с «Курочкой-Рябой» и «Колобком», короткими историями Сутеева и стихами Чуковского и Барто. Он готов к «переходу на новый уровень» – развивающийся интеллект требует более сложных сюжетов, которые необходимо обдумывать, сопоставлять с накопленным жизненным опытом, воспроизводить в играх и рисунках. Новые, более длинные и разнообразные сказки требуются и для правильного речевого развития: в этом возрасте ребенок активно расширяет свой словарный запас, речь его становится более сложной, богатой разными частями речи, более согласованной. В качестве образца для подражания малыш использует как речь близких взрослых, так и обороты из любимых сказок. Поэтому для ребенка 3-5 лет важно читать много хороших книг с грамотным, красочным, насыщенным языком.

Среди сказок Владимира Сутеева для этого возраста отлично подойдут известные всему миру истории о лесных жителях: домовитом ежике, дружной семейке зайцев, злых (и глупых) вороне и волке, простоватом (но добром) медведе и других. Истории эти образуют целый цикл не связанных друг с другом, но перекликающихся сюжетов, в каждом из которых герои предстают немного в новом свете. Например, зайчик в сказке «Палочка-выручалочка» предстает настоящим хвастунишкой; в истории про мешок яблок он щедро делится с друзьями своим богатством, а в сказке «Дядя Миша» предстает трудолюбивым домохозяином. Для ребенка 3-5 лет (в этом возрасте дети особенно чутко реагируют на одобрение и осуждение близких) такое разное поведение героев очень важно — на примере сказки родители могут объяснить малышу, что небольшие ошибки (стремление похвастаться, непоследовательность и даже участие в драке) не делают кого-то плохим, если в основе его поступков лежит добро. А зло в сказках Сутеева всегда выглядит глупым, нелепым и всегда оказывается в проигрыше — таким героям ребенок не захочет подражать.

Мама читает с ребенком сказку сутеева

Истории про капризную кошку и мышонка, который хотел сгрызть карандаш, могут служить первым «учебником» малыша по рисованию. Можно прочитать эти сказки вместе с ребенком, а потом «оживить» их, нарисовав такие же картинки; можно предложить ребенку пофантазировать — например, «уговорить» кошку вернуться или придумать, как еще карандаш мог защититься от мышонка (нарисовать ему клетку, или большой кусок сыра, или отгородиться от него забором). А замечательную сказку про снеговика-почтовика дети очень любят читать перед Новым годом: можно доставать эту книжку каждый год в начале декабря и перечитывать, готовясь к самому волшебному празднику.

Сказки, рекомендуемые к чтению с детьми в возрасте 3-5 лет:

Палочка-выручалочка

Если у тебя есть волшебная палочка-выручалочка, все на свете можно сделать: и друга спасти, и злого волка прогнать. Только палка ли была волшебной? Или волшебство в другом: в доброте, бережливости и искреннем желании помочь?

 
 
 
 
 
Мешок яблок

Смеется ворона над зайцем — целый мешок яблок для зайчат набрал, да все по дороге раздарил. Откуда же знать глупой и злой птице, что у доброго и щедрого даже из пустого мешка может целая гора вкусной еды появиться! Потому что добро — оно всегда возвращается, да еще с прибавкой.

 
 

Раз, два — дружно!

Если друг попал в беду — помогай! Помогай, даже если затея кажется бесполезной, а сил не хватает. Обязательно найдутся те, кто поможет, и вместе вы: раз, два — дружно! – любую беду одолеете. А злые волки ни с чем останутся.

Разные колеса

Не бывает бесполезных вещей для того, у кого голова хорошо работает. Вот и мушка, лягушка, ежик и петушок из никому не нужных разных колес много полезных вещей сделать сумели — и прялочку, и тележку, и ворот для колодца. Главное — как следует подумать!

 
 
 
 
Елка

На носу Новый год, а елки у детей нет! Что делать? Отправить гонца-снеговика с письмом к Дедушке Морозу — чтобы прислал самую пушистую, самую душистую! Только успеет ли Снеговик все препятствия одолеть и принести ребятам лесную красавицу в срок, к празднику?

 
 
 
 

Дядя Миша

Почему медведь зимой в берлоге лапу сосет? Потому, что ни одно дело до конца довести не может! Морковку взялся рвать — да бросил, орехи собирал — бросил, рыбку ловил — бросил… Польстился на обещание легкой добычи — чуть-чуть собакам не попался! А потрудился бы немного — был бы сытый.

Живые грибы

Маленькая история-шутка о том, как мальчики грибы в лесу собирали. Нашли было холмик, весь грибами поросший — а холмик-то живым ежиком оказался.

Капризная кошка

Что ни сделай — капризуле все не хорошо будет! Уж какой красивый домик девочка для кошки нарисовала — а она недовольна. Или просто Бобика боится?

Мышонок и Карандаш

Влез как-то ночью на стол к мальчику Вове мышонок и задумал карандаш сгрызть. Да только карандаш-то хитрый попался — придумал, как мышонка напугать и гибели избежать!

Каждая из этих сказок — особенная, но многим они и похожи: ненавязчивой поучительностью, теплой иронией и непременным торжеством добра. Читайте их вместе с малышом — неспешно и вдумчиво, обсуждая сюжетные повороты, поступки героев. Такое чтение станет одновременно и увлекательным развивающим занятием, и моментом теплого, искреннего общения, так необходимого малышу. Пример такой беседы можно найти в следующей статье — в ней мы вместе прочитаем сказку «Палочка-выручалочка» и подумаем, о чем можно поговорить с малышом после прочтения.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.

Если вам интересно знакомиться с жизнью и творчеством детских писателей, читать вместе их лучшие произведения, обсуждать сюжеты и делиться впечатлениями от прочитанного, подпишитесь на рассылку рубрики “Месяц с любимым писателем”. Введите имя и e-mail в форму ниже


Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика