
В предыдущей статье мы говорили о том, что такое дислексия и дисграфия и о причинах возникновения этих нарушений. Сегодня рассмотрим, как этого можно избежать и что делать, если все-же Вашему ребенку поставили такой диагноз.
Чего избегать и как помогать при дисграфии и дислексии
Прежде всего нужно осознать, что ребенок абсолютно полноценный, просто ему очень сложно запомнить графические образы. Еще необходимо запастись терпением. Одни и те же приемы нужно использовать изо дня в день, повторяя каждый раз как в первый, но при этом все время хвалить, как за покорение космоса.
Ошибки в работе по устранению дислексии и дисграфии.
По-другому не назовешь. Это действительно работа, тяжелый труд для родителей и ребенка, только при системном подходе и регулярных занятиях возможно добиться стойкого результата.
Очень много противоречий в рекомендациях, которые дают специалисты. А действительно ли это противоречия? Следует разобраться по порядку в основных вопросах, чтобы понять, чего же следует избегать и какой политики придерживаться в обучении.
* Читает плохо, значит, надо читать больше.
Нет! Это наказание, а не удовольствие. Читать много можно только в том случае, если вы разделите с ребенком его участь! Читайте по ролям, выбирайте книги с крупным шрифтом, изобилием картинок, интересным сюжетом.
* Писать как можно больше.
Нет! Это бездумное списывание: даже если ребенок способен исписывать каждый день по два листа, чтобы не расстраивать маму, это еще не значит, что он напишет под диктовку эти же слова и фразы.
* Использовать упражнения со словами и буквами в зеркальном отображении. Пусть видит, как неправильно!
Нет! И так сложно запомнить, пусть видит только правильное написание, Для малыша с дисграфией этот метод не подходит.
* Надо сразу писать правильно и красиво, чтоб по два раза одно и то же не повторять.
Нет! Закройте глаза на корявый почерк, если маленький ученик не допустил ни одной ошибки. Его рука станет уверенней после многократных упражнений, зачем изматывать его бесконечными придирками?
* Надо просто наказывать его почаще, и тогда точно за ум возьмется и все запомнит.
Нет! Это лишь создаст прочную ассоциативную связь: учеба – наказание. Особых сдвигов в обучении вы не заметите, более того, вам станет еще сложнее, потому что поведение ухудшится.
И самое главное – хвалите, но избегайте перехваливать.
Так что же делать? Профилактика дислексии и дисграфии.
- Наслаждаться каждым мигом, проведенным с ребенком, используя бытовые предметы и домашние обязанности как самое лучшее обучение.
- Развить способность ребенка слышать неречевые звуки можно во время приготовления пищи. Игры типа: «Угадай, что это гремит – кастрюля или сковородка?», «Что шуршит в баночке – горох или соль?», «Где больше крупы – в баночке справа или слева, определи на слух?» – заставят вас самих не раз удивиться, насколько музыкальным может быть будущий суп.
- Игры типа: «Угадай, что я сейчас буду резать – круглый, красный, сочный! А что еще бывает круглым? А красным? А сочным что бывает?» – позволяют значительно расширить кругозор и активный словарь. Обязательно нужно учиться выделять отдельные звуки в словах. Из предыдущей игры логически вытекает следующая: «Помидор – с какого звука начинается? А что еще бывает на этот звук? Давай кто больше придумает? Сыграем до пяти баллов? А какой звук последний в этом слове? Придумаем по пять слов на этот звук!»
- Лепить куличики в виде букв и цифр, выкладывать их из гречки и макарон – вот путь к успешному обучению, и у любой мамочки найдется пять минут, чтобы полюбоваться творением своего дитя, прежде чем испечь и съесть.
- Слушайте как можно больше аудиокниг и хороших песен, но помните о том, что никакая запись не заменит родной голос, используйте их исключительно для того, чтобы выучить и узнать как можно больше, устраивайте домашние театры и званые вечера, на которых можно с успехом показывать инсценировки сказок и петь хором любимые куплеты. Это удивительным образом поднимает самооценку ребенка, вселяя в него уверенность в собственные таланты и всемогущество.
- Используйте большую доску для написания крупных букв и цифр, летом пишите на асфальте гигантские шрифты, дорисовывайте ручки, ножки, личико, придумывайте каждой букве профессию, занятие и друзей.
Дайте своему ребенку шанс избежать насмешек в школе, оглянитесь вокруг себя, сама природа пусть поможет вам. Цифра из камушков, выложенная на дорожке, побудит выложить ей подружек, найти вокруг предметы, похожие на них внешне. Арка в доме, похожая на букву «П», побудит найти и остальные буквы по дороге в сад или школу.
Устранение дислексии и дисграфии — очень важная и серьезная работа как для родителя, так и для ребенка. Вместо того чтобы недоумевать, почему он плохо запоминает, задайте себе вопрос: как мне помочь своему ребенку? Оглянитесь вокруг – и ответ придет!
Статья подготовлена логопедом-дефектологом Анной Ишутиной специально для проекта «Речь ребенка»
Недавние комментарии