
В предыдущей статье мы начали знакомство с жизнью Корнея Ивановича Чуковского в молодые годы. Сегодня мы продолжаем изучать творчество любимого детского писателя.
Детская литература
В 1916 году Горький, возглавлявший крупное издательство «Парус», предложил Корнею Ивановичу возглавить его детский отдел. Чуковский принимает предложение и составляет для издательства сборник «Елка» и пишет первую собственную сказку — «Крокодил», которая с первых дней полюбилась юным читателям. В 1921-29 годах выходят другие сказки Чуковского — «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» и прочие, известные сегодня каждому. В 1929 году появляется на свет «Айболит».
Работает он и над излюбленной своей темой — изучением детской словесности. Темы детского словотворчества, механизмов овладения речью, развития детской психики просто завораживали Чуковского — он вдохновенно изучал их, скрупулезно собирал образцы детской речи. В 1928 году была выпущена книга «Маленькие дети» (в поздних изданиях — «От двух до пяти»), полностью посвященная этой теме. Позднее она выдержала много переизданий.
Стихотворные сказки, написанный Корнеем Ивановичем Чуковским, пришлись по вкусу советским детям и родителям. Однако «высокое руководство» их не одобрило. В 1928 году в газете «Правда» была опубликована заметка Надежды Крупской, в которой она назвала его слог «болтовней» и «неуважением к детям», а сказку «Крокодил» рекомендовала «не давать» советским ребятишкам. В те времена мнение Крупской было законом: Чуковский вынужден был отречься от своих сказок и пообещать написать сборник «Веселая колхозия». Обещание, впрочем, так и осталось обещанием — наверное, к счастью.
Дела семейные
К тому времени (20-е годы XX века) семья Чуковских перебралась в Санкт-Петербург (Ленинград). До 1929 года семейная жизнь знаменитого к тому времени писателя протекала практически безоблачно: вслед за сыном Николаем на свет появились Лидия (1907 г.), Борис (1910 г.) и Мария (1920 г.). Однако в 1929 году семью постиг страшный удар: младшая дочь, Мурочка, заболела туберкулезом.
Болезнь любимой дочери сильно подкосила писателя. Он воспринимал ее, как кару свыше: о туберкулезе Чуковские узнали почти одновременно с публикацией «отречения» Корнея Ивановича в «Литературной газете». Борьба за жизнь девочки продолжалась почти два года: два года страданий для Марии и мучительного бессилия для ее родителей. Умерла Мурочка 10 ноября 1931 года.
Дальнейшее творчество
В тридцатые и сороковые годы Чуковский занимается литературоведением и лингвистикой. В этот период он перевел с английского произведения Марка Твена, Киплинга, Уайльда, написал несколько работ по теории художественного перевода.
Кроме того, он продолжает то, что сам считал делом всей жизни — исследование творчества Николая Некрасова. Первое освобожденное от царской цензуры собрание сочинений этого поэта он выпустил еще в 1922 году, однако не был им удовлетворен. Только в 1952 году его работа по сбору и анализу творческого наследия Некрасова была завершена — свет увидела книга «Мастерство Некрасова», за которую Чуковский десять лет спустя получил Ленинскую премию.
В 60-е годы под началом Чуковского ведется работа по перессказу Библии для детей — работа трудная, осложненная антирелигиозной позицией властей. Ставшая итогом этой работы книга была выпущена в 1968 году. Бог в ней был представлен «добрым волшебником Яхве», упоминания о евреях вообще были вымараны. Однако даже в таком «цензурном» варианте книга вскоре была запрещена, а весь тираж — уничтожен.
Отношения с властью
Чуковский также ведет активную общественную жизнь, пишет выступая в защиту поэтов и писателей, попавших «в немилость» у советского руководства: выходят его статьи о Зощенко, Ахматовой, Пастернаке и других. Пользуясь своей популярностью и авторитетом, он как мог «прикрывал» их от властей, поддерживал. В 1958 году он стал единственным советским писателем, который решился поздравить Пастернака с присуждением Нобелевской премии.
Умер писатель 28 октября 1968 от вирусного гепатита. На тот момент ему было 87 лет.
Жизнь Чуковского с первых лет была трудной. Но была она и интересной, полной неожиданных поворотов и заслуженных успехов. А главное — рядом была любящая жена, понимающие дети и верные друзья, с которыми любая беда человеку по плечу. Наверное, судьбу Корнея Чуковского можно назвать счастливой — несмотря даже на те трагедии, которые ему пришлось пережить. В конце концов, главное счастье для писателя — это признание читателя и то бессмертие, которое он обретает в своем творчестве.
О творчестве мы и начнем говорить на следующей неделе. Темой следующей статьи в рубрике «Месяц с любимым писателем» станут сказки Чуковского, подходящие для чтения малышам в возрасте от рождения до 3 лет. А с одной из них — забавной «Путаницей», которая неизменно приводит малышей в восторг — мы подробно познакомимся в разделе «Читаем вместе».
Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.
Спасибо, очень познавательно!