Тематическая неделя “Овощи и фрукты” (день 1)

Мама показывает овощи дочке

Покажите ребенку несколько настоящих овощей, которые есть у вас в холодильнике (например, картошку, капусту, морковку, огурец) и попросить назвать каждый овощ. Затем покажите эти же овощи на картинке и предложите найти соответствующие изображения.

Затем спросите примерно так: “Огурец, капуста, картофель, морковь – как можно назвать их одним словом?.. Правильно, это овощи.

Какие еще овощи ты знаешь?

Очень хорошо, если ребенок сможет назвать еще минимум 2-3 овоща.

Если нет, то назовите их сами, покажите на картинке или в холодильнике.

учим овощи

 

 

Спросите: “А ты знаешь, где растут овощи?”

Овощи растут в земле

Если ребенок затрудняется с ответом, расскажите, что овощи растут в огороде на грядках:

некоторые из них растут в земле (например: морковь, свекла, картофель),

некоторые – на земле (лук, капуста),

некоторые – над землей (перец, помидоры).

 

 

Cabbage

 

 

Можно опустить обе руки вниз и при объяснении, где растут овощи, добавить слово “внизу” (это поможет в дальнейшем отличать их от фруктов, которые растут “вверху”).

 

 

 

 

овощи над землейНазывайте последовательно овощи, а ребенок пусть говорит, где они растут – в земле, на земле или над землей. Следите за тем, чтобы ребенок правильно называл и употреблял предлоги под, в, на, над.

 

 

 

 

 

 

А знает ли ребенок, когда и как сажают овощи? Нет? Тогда самое время познакомить его с этим. Но можно не просто рассказать, а… спеть! И даже если ребенок уже об этом знает, то закрепить знания никогда не помешает. Спойте предложенную ниже песню (на мотив песни “Во саду ли, в огороде”) сначала сами, а затем разучите и пойте вместе с ребенком.

 

 

Во саду ли, в огороде

Грядки мы вскопали.

Во саду ли, в огороде

Овощи сажали. (Повторить 2 раза)

 

Мы, ребята, вам поможем,

Семена посеем.

Мы, ребята, вам поможем

В этот день весенний. (Повторить 2 раза)

 

Мы посадим, мы посадим

Раннюю картошку.

Мы посадим, мы посадим

Перец, помидор, морковку. (Повторить 2 раза)

 

Затем проведите игру “Хлопни в ладоши”.

Называйте разные слова, среди которых будут и названия овощей. Ребенок должен слушать внимательно и хлопать в ладоши тогда, когда услышит слово, обозначающее овощ. Например: книга – морковь (хлопок в ладоши) – яблоко (но если ребенок пока путает овощи и фрукты, то слова, обозначающие названия фруктов, пока лучше опустить) – помидор (хлопок в ладоши) – поезд – стул – лук (хлопок в ладоши) и т.д.

Сначала для упрощения задачи можно использовать подручный материал – рисунки овощей.

 

Пришло время размять не только ручки, но и ножки, а также другие части тела. Проведите игру на координацию речи с движениями. Читайте стихотворение, предложенное ниже, и выполняйте соответствующие движения вместе с ребенком (детьми).

 

Мы пришли в огород,

(возьмитесь за руки с ребенком или встаньте в круг, если детей несколько)

В огороде растет:

(держась за руки, идти по кругу)

Капуста – вот такая,

(развести руки в стороны)

Морковка – вот такая,

(тянуться ручками вверх, стоя на носочках)

Свекла – вот такая,

(поставить руки на пояс, повернуться в левую сторону, а затем – в правую)

Лучок – вот такой.

(сжать ручки в кулачки, постучать кулачками друг о друга)

Собирай, не стой!

(наклоняться вперед)

 

Расскажите ребенку, что многие люди не выращивают овощи самостоятельно, а покупают в магазине или на базаре овощи, которые вырастили и собрали фермеры. Вспомните случай, как вы вместе выбирали и покупали овощи: где именно это было, когда, как вы туда добирались, какие овощи купили.

Проведите пальчиковую гимнастику.

 

Хозяйка однажды с базара пришла,

(сжимайте и разжимайте пальцы)

Хозяйка с базара домой принесла:

(далее на каждое название овоща загибайте поочередно пальцы на одной руке)

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

С детьми помладше (или в случае, если ребенок устал или не хочет больше проводить пальчиковую гимнастику) можно ограничиться этим отрывком.

Если ребенок готов продолжать, прочитайте все стихотворение, сопровождая его движениями рук (аналогично варианту, предложенному выше; но можете придумать свои движения). Каждый раз во время загибания пальцев меняйте руки.

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

Ю.Тувим

 

А что можно приготовить из овощей?  Хорошо, если ребенок сможет назвать несколько блюд, для приготовления которых нужны овощи. Если малыш затрудняется, помогите ему, расскажите сами, вспомните, как вы вместе готовили (если еще не готовили вместе с ребенком, предложите приготовить – даже кроха сможет самостоятельно принести и помыть овощи). Напомните, что некоторые овощи можно есть сырыми (поясните, какие именно).

Предложите ребенку сегодня приготовить щи (можете готовить по-настоящему или использовать игрушечные овощи и делать обед для кукол или плюшевых мишек). Прочитайте ребенку стихотворение:

готовим щи вместе

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка, ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три, огонь зажжен –

Кочерыжка, выйди вон!

После прочтения стихотворения спросите, какие овощи ребенок услышал и запомнил (при необходимости читайте или рассказывайте не один раз). Сколько было картошек? А морковок? Сколько луку?

 

После приготовления щей (настоящего или шуточного) накройте на стол и угостите семью или игрушки. Сопровождайте сервировку стола стихотворением:

Щи варили,

Щи солили,

Щи мешали,

Наливали,

Остужали,

Угощали.

 

На сегодня это все! Завтра продолжим тематическую неделю “Овощи и фрукты”.

Играйте с удовольствием!

Ваша Алена Волкова

 

 

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Один комментарий к записи Тематическая неделя “Овощи и фрукты” (день 1)

  • Popenko  пишет:

    Здорово поиграли с ребенком, спасибо!

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика