Стихи и сказки Заходера для детей от 2 до 5 лет:обзор

Стихи и сказки Заходера для детей от 2 до 5 лет

Стихи и сказки Заходера — замечательная пища для детских умов. Уже не первое поколение малышей с удовольствием читает книжки этого замечательного писателя, находя в них темы для размышлений, примеры для подражания и огромный простор для фантазии.

Правда, из-за обилия в произведениях Бориса Владимировича Заходера ироничных мотивов, своеобразной рифмовки и других особенностей знакомство с этим автором лучше немного отложить: до двух или даже трех лет, когда ребенок сможет проследить несложные логические связи и уловить «соль» шуток. Впрочем, это приблизительный ориентир: все зависит от интересов, склонностей и темпов развития каждого отдельного ребенка.

Первое знакомство

Заходер_книги для первого знакомства

Мы советуем начинать знакомство с Заходером с таких коротеньких стихотворений, как «Кискино горе», «Дождик», «Мой лев»: они очень просты и обладают легкой рифмой. Благодаря небольшому размеру, ритмичности и удачной рифмовке их легко учить наизусть — а это очень важно для развития памяти и расширения словарного запаса ребенка. Кроме того, выученные стихотворения можно вспоминать в подходящих случаях: «Дождик» – на весенней прогулке, «Мой лев» – когда малыш чего-то испугался, «Кискино горе» – когда ребенок раскапризничался и т. д. Заходер включил эти стихи в сборник «Школа для птенцов», но найти их можно и в других детских книжках.

Стихотворение «Час потехи» тоже хорошо подходит для чтения малышам. В нем нет поучительной морали — зато есть много удивительных зверей: и Дикобраз, и Крокодил, и Лев с Жирафом. Ребенок может посмеяться вместе с ними разными голосами, покаркать вместе с Вороном, полаять, как Песик, и от души повеселиться.

Мышление и логика

Однако большинство сказок Заходера отличаются не только легкой, понятной детям формой, но и глубоким смыслом. Зачастую они таят в себе логические загадки и парадоксы, которые ребенку нужно разгадать. Самый яркий пример такой «задачки на мышление» – конечно, сказка-перевертыш «Кит и кот»: автор так и признается, что в этой маленькой поэме «что ни слово — то загадка». Четкая логическая последовательность причины и следствия прослеживается также в сказках «Мартышкин дом» и «Волчок», хотя основной смысл в них — воспитательный.

Мальчик сидит ловит рыбуПомимо мышления и логики, стихи и сказки Заходера развивают и расширяют словарный запас ребенка, его знания об окружающем мире. В качестве примера можно привести стихотворение «Если мне подарят лодку» из сборника «Строители». В беседе по этому стихотворению можно объяснить ребенку, что и ялик, и плоскодонка, и гондола, и пирога — это названия разных лодочек; что на лодке можно идти под парусом, на веслах или с мотором и т. д. С ребенком 5-7 лет можно полистать детскую энциклопедию и найти хотя бы некоторые из этих лодок: сравнить, прочитать про их особенности, выбрать самую красивую или самую быструю.

В стихотворении «Слесарь» перечислено немало инструментов — можно показать их ребенку (настоящие или на картинке), рассказать об их назначении. Стихи «Шофер», «Сапожник», «Переплетчица» и другие наверняка разбудят в ребенке интерес к профессиям: с них можно, например, начать тематическую беседу. При этом каждое маленькое стихотворение о профессиях несет в себе важный воспитательный смысл: взять хотя бы строчку «…тот, кто строит — тот чего-нибудь да стоит»! Короткие, незамысловатые стишки, которые легко запоминают даже двух-трехлетние дети, не только знакомят маленьких читателей с профессиями — они мягко воспитывают уважение и любовь к труду, понимание его важности и ценности.

Воспитание

Девочка играет с котенкомВоспитательной функции своих произведений Заходер уделял огромное внимание: практически любое, даже самое крохотное его стихотворение имеет моральный смысл. Часто эта мораль выражается в ироничной форме: например, в стихотворении «Никто» автор очень остроумно высмеивает детскую ложь, стремление скрыть свои проступки.

В сказке «Мартышкин дом» Заходер по-доброму, но решительно высмеивает лентяйку и хвастунью Мартышку, которая все дела откладывает «на завтра». И хотелось бы автору сочувствовать бедной обезьянке — но ведь сама виновата! Так же шутливо сочувствует он и героине стихотворения «Кискино горе» – как же так, не дают украсть сосиски!

Другие же стихи, наоборот, написаны очень деликатно: примером может служить стихотворение «Что красивей всего», призванное заронить в детскую душу ростки внимательного отношения ко всему окружающему, понимания, терпимости.

Знакомство с буквами

В возрасте трех-пяти лет у детей часто просыпается интерес к самостоятельному чтению, буквам и азбуке. Этот момент замечательно подходит для того, чтобы ненавязчиво познакомить ребенка с алфавитом, и для этого тоже замечательно подходят стихи Заходера. Сам писатель уделял изучению букв большое внимание: им посвящена одна из первых сказок «Буква Я», стихотворение «Песенка-азбука» и целый цикл «Мохнатая азбука». Для самого первого знакомства можно порекомендовать «Песенку-азбуку»: она в ненавязчивой стихотворной форме рассказывает ребенку про алфавит в целом, перечисляет буквы. Можно прочитать эту «песенку», разглядывая новый букварь или настенную азбуку. В дальнейшем ребенок может использовать это стихотворение, чтобы запомнить порядок букв в алфавите — легкий слог и рифма позволяют легко его запомнить.

Однако главное достоинство сказок Заходера — это то, что они очень нравятся детям. Эти веселые, добрые и смешные произведения не просто развивают и воспитывают — они учат любить книги, читать с удовольствием, тянуться к книгам. А это, в конечном итоге, главная задача детских книг: ведь ребенок, который с детства дружился с книгами, сумеет в будущем найти ответ на любой сложный вопрос.

Стихи и сказки Заходера для 2-5 лет:

ctihi_zahoder_dlya_detei_ot2_do5

 Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи

 

Если вам интересно знакомиться с жизнью и творчеством детских писателей, читать вместе их лучшие произведения, обсуждать сюжеты и делиться впечатлениями от прочитанного, подпишитесь на рассылку рубрики “Месяц с любимым писателем”. Введите имя и e-mail в форму ниже

Алена Волкова

Дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проектов "Играем и развиваемся вместе с мамой" и "Речь ребенка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, автор вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика