Сказки Чуковского для детей от 3 до 7 лет: обзор

Чуковский_Сказки для детей от 3 до 7 лет

В предыдущем обзоре мы познакомились с простыми и веселыми сказками Корнея Ивановича Чуковского, которые подходят для чтения малышам до 3 лет. Сегодня мы шагнем на следующую ступеньку и поговорим о сказках, подходящих для детей в возрасте 3-7 лет.

Отметим, что за эти четыре года ребенок проходит несколько важных стадий развития, для каждой из которых характерны свои потребности и интересы. Однако в обзоре, посвященном сказкам Чуковского, мы решили объединить их воедино. Почему?

Главная причина, побудившая нас к этому — это целевая аудитория, к которой предпочитал обращаться сам Чуковский. На протяжении всей жизни самое пристальное внимание он обращал на детей в возрасте от 2 до 5 лет — он считал, что это самый чудесный возраст, когда творческие способности ребенка уже пробудились, но еще не заключены в рамки взрослой логики. И сказки свои Чуковский писал, в первую очередь, для детишек до 5 лет, и если поделить их на сказки для самых маленьких и сказки для ребят постарше еще можно, то дальнейшее деление просто не представляет смысла.

С другой стороны, ограничивать возраст читающих пятью годами тоже показалось нам неверным. Во-первых, все дети разные — одному ребенку Чуковский наскучит уже к четырем годам, другой с удовольствием будет читать его и в школе. Во-вторых, даже давно прочитанные сказки ребенок может не раз открыть для себя заново: малышу понравится задорный ритм, ребенок постарше обратит внимание на сюжет, а старший дошкольник может заинтересоваться диковинными названиями гор и рек.

Сюжетные сказки

В разговоре о творчестве Сутеева мы уже упоминали, что для трех-пятилетних детей на первое место в сказке выходит сюжет: ребенку важно видеть действия героев и их последствия, изучать положительные и отрицательные модели поведения.

papa-chitaet-detyam-chukovskogoСказки Чуковского подходят для удовлетворения этой потребности как нельзя лучше — они полны динамично развивающихся сюжетов с четкими и поучительными причинно-следственными связями. Одни сказки с помощью образного языка показывают маленькому читателю последствия плохого и неправильного поведения: дети не слушаются родителей и убегают в Африку — их ловит страшный Бармалей; тетушка Федора плохо ведет хозяйство — от нее уходит обиженная посуда; завистливый и глупый Топтыгин хвастает павлиньим хвостом — и попадается охотникам и т. д. Другие сказки, наоборот, рисуют яркие положительные примеры: храбрый Комарик побеждает срашного Паука; самоотверженный доктор Айболит, который всеми силами стремится к больным зверятам, повсюду находит помощь. Но главное — сказки Чуковского полны действием. Все вокруг несется, мчится, кружится, скачет, общая картина непрестанно меняется: переходы от горя к радости, от слез к веселому танцу, от смертельной вражды до верной дружбы мгновенны и молниеносны.

Развитие словарного запаса

Эта стремительность влечет за собой другую особенность сказок Чуковского — преобладание в них глаголов и существительных. Об этом Корней Иванович много писал и сам: стремясь добиться максимально динамичного развития сюжета, он систематически избегал различных эпитетов. Более того, он считал обилие прилагательных ненужным и чуждым для ребенка: по его мнению, до 5-7 лет ребенок еще не склонен вглядываться в предмет так пристально, чтобы подмечать его особенности, признаки и свойства, ему важнее действия и поступки.

devochka-chitaet-chukovskogo2Таким образом, в сказках Чуковского мало прилагательных, зато много глаголов и существительных, которые могут значительно обогатить словарный запас ребенка. По ним ребенок незаметно для себя изучает основы словообразования (летела-полетела, смеется-засмеялась), речевой выразительности (например, Федора у Чуковского не «идет» – она сначала «скачет», а потом «ковыляет»), воспринимает целые категории предметов (посуда в «Федорином горе», животные в «Айболите» и «Бармалее», насекомые в «Мухе-Цокотухе» и т. д.).

Некоторые отрывки сказок можно использовать также для тренировки произношения: строки «каждого гоголем, каждого моголем, гоголем-моголем потчует», «мы живем на Занзибаре, в Калахари и Сахаре», «тараторит, тараторит, дребезжит» и другие прекрасно подходят для отработки отдельных звуков, в наших примерах – «г», «м», «р».

А еще читать Чуковского просто весело и интересно. Прыгучие и певучие сказки очень нравятся детям, и они с удовольствием читают их снова и снова — и незаметно для себя развиваются, тренируют память и воображение, учатся сопереживанию, храбрости, сочувствию, прощению. Поэтому читайте, читайте Чуковского вместе с ребенком!

Сказки Чуковского для чтения детям в возрасте от 3 до 7 лет:

Муха-Цокотуха

Известная история о доброй Мухе-Цокотухе, которая щедро потчует гостей чаем и сладостями, злобном Пауке и храбром Комарике, который спасает Муху из лап злодея.

Бармалей

Если дети не слушаются маму с папой — жди беды. Еще немного — и съел бы людед-Бармалей непослушных ребят! Впрочем, у сказки свои законы: на помощь малышам прилетел Айболит, и всех спас, и даже Бармалей совсем перевоспитался.

Федорино горе

Очень не любит Чуковский лентяев и нерях! Вот и на бабушку Федору посуда разобиделась за то, что не мыла она ее и не чистила. Ушла от Федоры посуда, и только после долгих уговоров простила бабушку и вернулась домой.

Айболит

«Айболит» – может быть, самая трогательная и героическая сказка Чуковского. Самого себя доктор готов позабыть ради несчастных пациентов — и повсюду встречает ответную доброту. Даже серые волки несут Айболита на спинах, помогая добраться до Африки.

Топтыгин и лиса

Поучительная сказка о завистливом и хвастливом Мишке, которого хвастовство привело прямиком в лапы к охотникам. Не без помощи коварной Лисы, конечно!

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи. 

Если вам интересно знакомиться с жизнью и творчеством детских писателей, читать вместе их лучшие произведения, обсуждать сюжеты и делиться впечатлениями от прочитанного, подпишитесь на рассылку рубрики “Месяц с любимым писателем”. Введите имя и e-mail в форму ниже

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика