
Дорогие друзья, сегодня в гостях у проекта «Речь ребенка» замечательная сказочница Ирина Дунаевская. Она подарила нам добрую, волшебную и очень поучительную сказку. Помимо увлекательного сюжета, сказка ценна еще и тем, что в роли главного героя может выступать ваш ребенок. Просто замените имя Олеся на имя вашего малыша. И увидите, как загорятся глаза ребенка от ощущения полного погружения в сказку, где главным героем является он сам. После прочтения сказки, вы можете еще и поиграть. О том, как играть, читайте в конце статьи.
Сказка
У одной маленькой девочки Олеси на руке жил пальчик. Вообще-то он жил не один – у него было целых девять братьев, таких же пальчиков, как и он сам. Все пальчики были разные: одни поменьше, другие побольше; одни жили на правой ручке, другие на левой. Но все пальчики были очень дружные. Они все делали вместе: вместе рисовали, вместе играли, вместе умывались и вместе помогали Олесе кушать.Олеся с мамой любили считать пальчики и пели им песенку, которую знают многие ребятишки:
Больше всего пальчики любили лето. Ведь летом у пальчиков столько веселых и интересных дел: можно строить куличи в песочнице, кормить голодных уток на реке, держаться за руль, когда Олеся ездит на самокате, искать вкусную клубнику на грядке. Да и всего не перечислить.
Но вот однажды Олеся с мамой пошли гулять. Олеся, как обычно, побежала к песочнице, чтобы испечь красивый песочный пирог, взяла в руки лопатку и тут услышала: «Ой! Ой-ой-ой! Почему так холодно!?» Это закричал самый маленький пальчик – мизинчик. Оказалось, что лето закончилось и наступила осень. А осенью становится холодно. «Ой-ой-ой! Холодно!» — кричали пальчики, когда Олеся дотрагивалась до лопатки в песочнице, до качелей, до карусели, и даже перила любимой горки стали холодными.
— Нужно доставать варежки, — сказала Олесина мама.
— А что это? – спросили Олесины пальчики, которые за лето забыли, что осенью и зимой нужно носить варежки, чтобы не замерзнуть.
— Это такой домик, чтобы на улице вы не замерзли, — ответила Олеся.
— Ура! У нас будет свой домик! – обрадовались пальчики. А указательный пальчик на правой руке добавил: «Это хорошо, всем нужен теплый дом зимой». — Этот пальчик считал себя самым важным, потому что именно он показывал маме, что хочет Олеся.
И вот вечером мама достала из дальнего шкафа варежки, да не одни, а несколько пар: розовые, желтые, полосатые и розовые с узорами. На всю осень и всю зиму хватит, чтобы не замерзнуть.
— Какие красивые и теплые варежки, — обрадовались все Олесины пальчики. И только указательный пальчик на правой руке расстроился.
— Почему у большого пальчика есть свой собственный домик, а у меня нет, — возмущался он, ведь он считал себя самым главным. – Я не хочу сидеть с другими пальчиками в одном домике, тут тесно!
И тогда указательный пальчик решил найти себе другой домик. Свой собственный!
Сначала он решил поселиться в кукольном домике. Но оказалось, что там и так много жителей: Олесины куколки, пластмассовые собачка и котик, да и другие пальчики тут же забрались в кукольный домик и стали помогать Олесе расселять многочисленных жильцов.
Тогда указательный пальчик решил поселиться в рукаве Олесиной кофточки. Но и тут ему не повезло. Другие пальчики тут же заглянули в рукав, им тоже понравился такой теплый и уютный домик.
— Нужно искать домик поменьше, чтобы в него мог поместиться только я один, — решил указательный пальчик. И тут он посмотрел наверх и увидел Олесин носик!
– Какой замечательный домик, — воскликнул пальчик, — и как раз подходящего размера. Я смогу там жить один и мне никто не помешает! – И он забрался в Олесин носик.
Сначала все шло хорошо – носик был такой маленький, что другие пальчики в нем не поместились, а еще в носике было тепло и уютно. Но очень скоро указательный пальчик услышал какие-то странные звуки: «Пых-пых, пых-пых, пых-пых…».
— Ой, кто это? – испугался пальчик.
— Это я, Олесин носик, — ответил тот, кто пыхтел. – Ты мешаешь мне дышать. А еще я хочу помыться. Выходи.
— Нет, не выйду. Это мой новый домик, — ответил указательный пальчик.
Но тут и снаружи раздался какой-то шум.
— Где же наш братик? Куда он подевался? Мы хотели построить новый домик для мишки, а нас только девять. Верните наш указательный пальчик, — кричали другие Олесины пальчики.
И тогда Олеся достала свой указательный пальчик из носика, помыла свои ручки и пошла строить новый домик для мишки. Ведь для такого важного дела, как стройка, нужны все десять пальчиков.
А чтобы указательный пальчик не расстраивался, Олеся попросила маму купить ей перчатки. Ведь перчатки такая удобная вещь: в них можно строить домики из песка даже когда на улице холодно, и у каждого пальчика есть свой собственный домик.
Автор: Ирина Дунаевская, г. Москва
Скачать текст сказки можно здесь.
Как можно обыграть сказку?
Что понадобится: листы белой бумаги (можно картон), распечатанная заготовка варежек (скачать шаблон варежек), шаблоны варежек-пазлов (скачать), фломастеры/карандаши. Цветная бумага, блестки, пластилин, клей — по желанию.
- Обрисуйте ладошки ребенка на листе бумаги
- А теперь можно оживить пальчики! Нарисуйте глазки, ротик, прическу пальчикам. Сначала сделайте сами, а потом предложите ребенку. Помогайте, если малыш еще слишком мал. Кстати, оживлять можно не только пальчики на бумаге, но и свои собственные. Получится пальчиковый театр.
- Скажите: «Посмотри, пальчики у нас разные: одни поменьше, другие побольше». Пусть малыш покажет самый большой пальчик, затем самый маленький. С детками постарше можно выучить названия каждого пальчика.
- Почитайте считалочки ребенку (нажимайте или загибайте пальчики в ритм стихотворным строчкам)
- Скажите: «Давай посмотрим, какие дружные у тебя пальчики. Что они могут делать вместе?
— Могут брать игрушку/кубик/машинку? (пусть ребенок возьмет в руки игрушку)
— Могут ложку держать? (пусть ребенок возьмет в руки ложки)
— А могут наши пальчики танцевать вместе? (поиграйте в пальчиковую гимнастику)
- А теперь возьмите заготовку варежек, фломастеры/карандаши, краски, цветную бумагу, клей, блестки (в зависимости от того, как вы решите украсить варежки).«Наши пальчики гуляли-гуляли и им стало холодно. Давай сделаем красивый домик и спрячем их от холода.»
Если малыш маленький, то раскрашивайте и украшайте варежку вместе. С 2,5-3 лет можно предложить сделать варежку по образцу: т.е. вы делаете, а ребенок за вами повторяет. Или дать волю творчеству и пусть ребенок украсит так, как ему нравится. Примерьте готовые варежки к ручкам ребенка.
- Дальше можно разыграть сценку, когда указательный пальчик начал возмущаться и хотел отдельный домик. Нарисуйте на своем пальчике (или пальчике ребенка) рожицу и пусть пальчик ищет себе домик (прячьте пальчик в кукольном домике, рукаве кофточки, под одеялом/подушкой, в носочках, в носике).
- Если в доме найдется несколько пар варежек и/или перчаток, в том числе и взрослых, то можно: — сортировать, подбирать по парам, цветам, размеру.
- Скачайте и распечатайте цветные шаблоны варежек, разрежьте по линиям. Вы также можете вырезать из цветной бумаги варежку по шаблону и разрезать на столько частей, сколько считаете нужным. Скажите: «Смотри, варежки порвались. Давай починим порванную варежку».
- Если ребенку захочется, можно украсить еще и перчатки (используйте шаблон, который у вас получился, когда обрисовывали ручки малыша)
Понравилась ли вам сказка? А какие варианты игр по этой сказке есть у вас? Поделитесь в комментариях под статьей.
Увлекательных игр и хорошего настроения!
отличная сказка и идея!
Алена, спасибо большое за отзыв. Будем радовать вас еще подобными сказками.
спасибо огромное за сказку, с удовольствием будем пользоваться, очень приятно когда помогают специалисты.
Елена, рада, что Вам понравилось. Спасибо!
Какая замечательная сказка, если вы не против, я ее дочке расскажу. Вообще идеи у вас замечательные! Восхищаюсь вами.
Екатерина, как здорово, что вам понравилась сказка! Обязательно рассказывайте дочке и играйте с удовольствием! Спасибо за теплые слова.