
Самая первая матрешка, как мы уже говорили в предыдущей статье «История русской матрешки», появилась на свет в Москве — городе, который с давних времен почитался духовным центром традиционной русской культуры. Однако стремительный рост популярности нового сувенира привел к тому, что делать матрешки начали сначала в подмосковном Сергиевом Посаде, который издревле славился своими деревянными игрушками, а затем и в других знаменитых промысловых центрах. Постепенно в каждом из них сформировалась собственная традиция изготовления матрешки: придерживаясь общей технологии, мастера разных школ немного изменяли форму игрушки, использовали своеобразные мотивы в росписи. Традиции, заложенные в этих школах еще в начале или середине XX века, существуют и развиваются по сей день. Различают загорскую, семеновскую, полховскую и вятскую школы росписи матрешек, каждая из которых имеет свои уникальные, неповторимые черты.
Загорская школа
Первым центром массового производства матрешек стал Сергиев Посад, в 1930 году переименованный в Загорск. Поначалу роспись матрешек в мастерских Сергиевого Посада была очень разнообразной: в творческом поиске художники быстро отошли от первоначальной малютинской манеры рисунка: стали использовать яркие цвета, позолоту, тщательно выписывать мелкие детали.
Постепенно, однако, мастера вернулись к той простоватой и неброской манере росписи, которая характерна была для первых матрешек Малютина: круглые полудетские лица, наивные черты лица, простая косынка и сарафан с передничком, расписанные простыми цветами или узорами. В росписи используются красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета, незакрашенного пространства почти нет. Цвета чистые и немного матовые — традиционно матрешек в Сергиевом Посаде расписывали гуашью. Это и есть характерные черты загорского стиля.
Семеновская матрешка
В окрестностях города Семенова (Нижегородская область) точить матрешек начали в 20-х годах XX века. Собственная «матрешечная» школа сформировалась здесь очень быстро — многие мотивы были позаимствованы из традиционного декоративно-прикладного искусства, особенно из хохломской росписи. Матрешки, расписанные здешними мастерами, отличаются от загорских большей декоративностью, яркостью и напоминают скорее сувениры, чем игрушки.
Семеновская матрешка — это веселая девушка-сельчанка с буйными черными кудями, выбивающимися из-под платочка. В росписи одежды используются, как правило, два цвета: красный и желтый, создающие яркий контраст, на переднике много незакрашенного пространства. Но главная черта семеновской матрешки — это, конечно, пышный букет волшебных стилизованных цветов, занимающий часто всю переднюю часть игрушки. Благодаря использованию анилиновых красителей матрешка выглядит очень ярко, празднично.
Полховская матрешка
Полховский Майдан — еще одно село в Поволжье, ставшее центром самобытного матрешечного промысла. Здешняя матрешка отличается от «сестриц» жестко очерченной головкой, детальной прорисовкой лица и самобытной росписью фартука, в центре которого традиционно помещают большой цветок шиповника. Перед росписью полховские мастера прорисовывают на куколках контур тушью (в отличие от мастеров загорской школы, которые пишут без контура и обводят уже готовый рисунок). Цвета, используемые в росписи — глубокий красно-малиновый, зеленый, черный.
Вятская матрешка
Вятская куколка — самая северная и, пожалуй, самая самобытная из традиционных матрешек. Изображает она светловолосую северную девушку с мягкими, нежными чертами лица, большими глазами. Одежды у нее яркие, нарядные — в росписи используются желтый, зеленый, красный цвета. Но главная черта северной матрешки — это инкрустация соломкой, уникальная вятская техника, которая делает каждую игрушку неповторимой и драгоценной. Инкрустация, разумеется, выполняется только вручную.
Существуют, конечно, в России и другие школы росписи матрешек — например, в Твери мастера создают самобытных «пузатых» куколок с богатыми, тщательно выписанными кокошниками. Много выпускается и авторских матрешек, расписанных в собственном оригинальном стиле художника. Но перечисленные школы: загорская, семеновская, полховская и вятская — это настоящая живая традиция матрешечного промысла, впитавшие в себя лучшие черты старинного народного искусства.
Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.
Если вы любите матрешек и хотите познакомить ребенка с этой удивительной игрушкой поближе, то присоединяйтесь к нашей тематической неделе «Матрешки» . Вас ждут новые полезные игры с матрешками, творческие задания, песни, стихи, загадки и многое другое. Ждем вас среди участников тематической недели «Матрешки» !
Недавние комментарии