Роспись русской матрешки: калейдоскоп традиций

Первые матрешки пример

Самая первая матрешка, как мы уже говорили в предыдущей статье “История русской матрешки”, появилась на свет в Москве — городе, который с давних времен почитался духовным центром традиционной русской культуры. Однако стремительный рост популярности нового сувенира привел к тому, что делать матрешки начали сначала в подмосковном Сергиевом Посаде, который издревле славился своими деревянными игрушками, а затем и в других знаменитых промысловых центрах. Постепенно в каждом из них сформировалась собственная традиция изготовления матрешки: придерживаясь общей технологии, мастера разных школ немного изменяли форму игрушки, использовали своеобразные мотивы в росписи. Традиции, заложенные в этих школах еще в начале или середине XX века, существуют и развиваются по сей день. Различают загорскую, семеновскую, полховскую и вятскую школы росписи матрешек, каждая из которых имеет свои уникальные, неповторимые черты.

Загорская школа

Загорская школа росписи матрешки

Первым центром массового производства матрешек стал Сергиев Посад, в 1930 году переименованный в Загорск. Поначалу роспись матрешек в мастерских Сергиевого Посада была очень разнообразной: в творческом поиске художники быстро отошли от первоначальной малютинской манеры рисунка: стали использовать яркие цвета, позолоту, тщательно выписывать мелкие детали.

Постепенно, однако, мастера вернулись к той простоватой и неброской манере росписи, которая характерна была для первых матрешек Малютина: круглые полудетские лица, наивные черты лица, простая косынка и сарафан с передничком, расписанные простыми цветами или узорами. В росписи используются красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета, незакрашенного пространства почти нет. Цвета чистые и немного матовые — традиционно матрешек в Сергиевом Посаде расписывали гуашью. Это и есть характерные черты загорского стиля.

Семеновская матрешка

semenovskaya-matreshka

В окрестностях города Семенова (Нижегородская область) точить матрешек начали в 20-х годах XX века. Собственная «матрешечная» школа сформировалась здесь очень быстро — многие мотивы были позаимствованы из традиционного декоративно-прикладного искусства, особенно из хохломской росписи. Матрешки, расписанные здешними мастерами, отличаются от загорских большей декоративностью, яркостью и напоминают скорее сувениры, чем игрушки.

Семеновская матрешка — это веселая девушка-сельчанка с буйными черными кудями, выбивающимися из-под платочка. В росписи одежды используются, как правило, два цвета: красный и желтый, создающие яркий контраст, на переднике много незакрашенного пространства. Но главная черта семеновской матрешки — это, конечно, пышный букет волшебных стилизованных цветов, занимающий часто всю переднюю часть игрушки. Благодаря использованию анилиновых красителей матрешка выглядит очень ярко, празднично.

Полховская матрешка

polhovskaya-matreshka

Полховский Майдан — еще одно село в Поволжье, ставшее центром самобытного матрешечного промысла. Здешняя матрешка отличается от «сестриц» жестко очерченной головкой, детальной прорисовкой лица и самобытной росписью фартука, в центре которого традиционно помещают большой цветок шиповника. Перед росписью полховские мастера прорисовывают на куколках контур тушью (в отличие от мастеров загорской школы, которые пишут без контура и обводят уже готовый рисунок). Цвета, используемые в росписи — глубокий красно-малиновый, зеленый, черный.

Вятская матрешка

vyatskay-matreshka

Вятская куколка — самая северная и, пожалуй, самая самобытная из традиционных матрешек. Изображает она светловолосую северную девушку с мягкими, нежными чертами лица, большими глазами. Одежды у нее яркие, нарядные — в росписи используются желтый, зеленый, красный цвета. Но главная черта северной матрешки — это инкрустация соломкой, уникальная вятская техника, которая делает каждую игрушку неповторимой и драгоценной. Инкрустация, разумеется, выполняется только вручную.

Существуют, конечно, в России и другие школы росписи матрешек — например, в Твери мастера создают самобытных «пузатых» куколок с богатыми, тщательно выписанными кокошниками. Много выпускается и авторских матрешек, расписанных в собственном оригинальном стиле художника. Но перечисленные школы: загорская, семеновская, полховская и вятская — это настоящая живая традиция матрешечного промысла, впитавшие в себя лучшие черты старинного народного искусства.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи. 

Если вы любите матрешек и хотите познакомить ребенка с этой удивительной игрушкой поближе, то присоединяйтесь к нашей тематической неделе “Матрешки” . Вас ждут новые полезные игры с матрешками, творческие задания, песни, стихи, загадки и многое другое. Ждем вас среди участников тематической недели “Матрешки” !

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика