Речь ребенка в 1,5 года

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок  в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

Что должен говорить ребенок в 1,5 года?

Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее).  Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» – Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

   rebenok-1.5goda-s-mishkoi500

  Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи – характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

 Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка – например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» – улица, «поси на уицу» – пошли на улицу).

Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма

     Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

     1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

     2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

  1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
  2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
  3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
  4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
  5. Из какого количества слов малыш строит предложение?
  6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, – одним словом, играя.

Развиваем речь ребенка 1,5-2 лет: рекомендации

rebenok-1.5goda-risuet500

  • Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
  • Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
  • В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова.  Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить.  Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
  • Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова.  Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет  обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.
  • Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.
  • Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.

Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

2 комментариев к записи Речь ребенка в 1,5 года

  • Светлана  пишет:

    Поскольку Алена на моё письмо не ответила, то задам свой вопрос здесь. Что Вы думаете о лекарствах, которые назначают неврологи детям с опозданием в речевом развитии?

    • Алена Волкова  пишет:

      Здравствуйте, Светлана! Действительно, пропустила Ваше письмо, извините – оказывается, оно почему-то попало в папку “Спам”. Уже ответила на почту, отвечу и здесь, т.к. Вы задали очень хороший и важный вопрос.
      Конечно же, родителям детей, речь которых запаздывает или развивается с нарушениями, чаще всего хочется надеяться на чудо (“перерастет”, “сам заговорит” и т.п.) и обходиться без специалистов (врачей, логопедов, психологов и пр.) и медикаментозного “вмешательства”. Когда же лекарства все-таки назначаются, чаще всего родители либо сами их отменяют (т.е. просто не дают их ребенку, считая это лишним), либо начинают давать, не разобравшись, что за лекарства, по какой причине их назначили, какого эффекта врач ожидает от них и т.п. И то и другое – крайности, впадать в которые не стоит.
      Необходимо помнить:
      1) ЛЮБОЕ медикаментозное лечение назначается врачами (в частности, неврологами) строго по индивидуальным показаниям и проводится под их наблюдением.
      2) Прежде чем назначить лекарство, врач должен разобраться в причинах, по которым речь запаздывает (например, имели место неблагоприятные воздействия во время беременности и/или родов, результатом чего стало органическое поражение центральной нервной системы). Иногда для того,чтобы добраться до причины, необходимы дополнительные обследования. Но обязательно так: сначала причина, затем в зависимости от нее лечение, а не наоборот.
      3) Бывают ситуации, в которых без специалистов и лекарств не обойтись, и “выжидательная тактика” (например, подождать до 3 лет и ничего до этого момента не делать) сродни русской рулетке (“повезет – не повезет”) и, к сожалению, чаще всего выпадает “не повезет”, и родителям в дальнейшем все равно приходится обращаться к специалистам, но тогда уже, чтоб помочь ребенку, приходится приложить гораздо больше усилий (т.к. вся дальнейшая речь развивается на неблагоприятной почве, и к старым проблемам, как снежный ком, добавляются новые).
      Как мы уже с Вами говорили, есть определенные условия для того, чтобы речь ребенка развивалась нормально (смотрите мой комментарий к статье “Причины речевых нарушений”), и среди этих условий готовность мозга (его нормальное строение и функционирование) является первостепенным. Но, например, из-за тяжелой беременности могло произойти органическое поражение мозга – т.е. неблагоприятные факторы (возможно, это была интоксикация вследствие токсикоза, инфекции или что-то еще) помешали нормальному закладыванию и/или развитию мозга (могли пострадать только речевые зоны или они же в сочетании с другими зонами). Какие-то поражения могут скомпенсироваться самостоятельно (если это легкая степень поражения и неблагоприятные факторы воздействовали недолго и не в ранние сроки беременности), но какие-то требуют медицинской помощи (и без этого все педагогические усилия либо напрасны, либо дают результат не в том объеме, в котором это необходимо).Подтвердить или опровергнуть органическое поражение может невролог.
      Если же причина проблем с речью психологическая (например, ребенка часто оскорбляют и применяют к нему меры физического воздействия) или педагогическая (скупая речевая среда, двуязычие, педагогическая запущенность и пр.), то назначение лекарств бессмысленно.
      Поэтому, резюмируя вышесказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что на вопрос “нужны ли лекарства, если у ребенка проблемы с речью” нет единого ответа. Этот вопрос должен решаться строго индивидуально, совместно с хорошими специалистами и только в такой последовательности: сначала находим причину, затем, в зависимости от нее, вырабатываем тактику коррекционной работы. И помните: чем раньше обнаружена и устранена причина, тем лучше для всего дальнейшего развития ребенка.

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика