
Как рождаются шедевры? Почему некоторые книги становятся нам друзьями и учителями, а обыкновенные слова, написанные на бумаге, вдруг заставляют смеяться или плакать? Просто книги, как и игрушки, иногда становятся настоящими. Но книгу живой делает автор, а пробудить жизнь в игрушке может только ее хозяин.
— Если ребенок на самом деле любит тебя, тогда ты становишься настоящим.
— А это больно?
— Иногда больно. Но когда ты стал настоящим, ты уже не боишься этой боли.
Такие слова написала Марджери Уильямс в удивительной своей сказке «Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими» в 1922 году, почти сто лет назад. Мир с той поры очень изменился: взлетели в небо спутники и ракеты, люди победили множество болезней, пережили страшную войну, изобрели телевизор и компьютер — а сказка эта ничуть не потеряла своей актуальности. Ведь и сегодня, как сто или тысячу лет назад, дети обнимают во сне своих мягких зайчиков, кукол и мишек, доверяют им первые свои секреты и тайно верят, что ночью игрушки становятся живыми.
Нашим детям, с самого рождения окруженным комфортом и безопасностью, «умными» гаджетами, развивающими мультфильмами и яркими игрушками, эта история гораздо нужнее, чем детям прошлых поколений.
Больше того, нашим детям, с самого рождения окруженным комфортом и безопасностью, «умными» гаджетами, развивающими мультфильмами и яркими игрушками, эта история гораздо нужнее, чем детям прошлых поколений. Мы делаем все, чтобы наши дети не знали испытаний и горестей — и это естественно, но для формирования сильной личности трудности необходимы! Марджери Уильямс была в этом уверена. На долю самой писательницы их выпало немало: в детстве она пережила внезапную смерть любимого отца, в юности — переезд в чужую страну, в молодости — Первую мировую войну, голод… Испытанием стало и непризнание публики: книги, написанный Марджери до 1922 года, расходились неохотно и не пользовались популярностью. Но трудности не сломили молодую женщину, только закалили ее характер, научили человечности, стали основой для роста и развития личности. Этот опыт преодоления жизненных бед писательница очень хотела передать своим маленьким читателям, поэтому книги ее трудно назвать легкими и беззаботными.
Так, в книге «Плюшевый заяц» главный герой (игрушечный зайчик, подаренный Мальчику на Рождество) проявляет немалое мужество и стойкость, твердо хранит веру в мечту, бесконечно любит маленького хозяина и не предает этой любви, даже оказавшись в буквальном смысле выброшенным в мусор. И его самоотверженность вознаграждается — пожертвовав всем, он становится настоящим, как и мечтал.
Пожертвовав всем, он становится настоящим, как и мечтал
Удивительно, но этот огромный смысл Уильямс удалось изложить настолько простыми, ясными словами и образами, что они понятны даже детям: неспешное, красочное, иногда наивное повествование плавно развивается от события к событию, от переживания к переживанию. Кажется, автор ведет нас по истории жизни Плюшевого зайца за руку, время от времени останавливаясь, чтобы дать отдохнуть, погрустить вместе или перекинуться парой слов со второстепенными героями. Кажется, в «Плюшевого зайца» автор вложила всю свою жизнь… И получился настоящий шедевр! Именно эта книга помогла Марджери сломать стену читательского непризнания: сказку почти сразу адаптировали для театра и радио, по ней были сняты мультфильмы, она была переведена на десятки языков и стала классикой детской литературы еще при жизни Уильямс. Ни до, ни после писательнице не удалось превзойти это творение.
В России книгу «Плюшевый заяц» также выпускали не раз, в разных переводах, с различными иллюстрациями. Одно из самых удачных изданий появилось в 2014 году. Перевод в этом издании не дословный, но очень гармоничный с художественной точки зрения, легко слушается и читается. Текст дополняют такие же мягкие, пастельные иллюстрации Геннадия Спирина — такие теплые и живые, что их хочется погладить.
Кажется, сейчас ощутишь мягкую плюшевую шерстку зайчика, услышишь разговор игрушек, скрип дверей, тревожный шепот…
Книга удачно оформлена: рамочки на каждой странице, оригинальный шрифт, плотная мелованная бумага — все это делает книгу уютной и немного волшебной. И очень, очень настоящей. Ее хочется брать в руки, читать и перечитывать.
Издатели отнесли книгу к категории 6+, однако«Плюшевого зайца» можно смело читать и в 4, и в 5 лет — в это время формируются многие черты характера, и детям важен положительный пример поведения и опыт преодоления трудностей, который можно получить, проживая эту историю вместе с ее героем. Книга Марджери Уильямс действительно учит детей человечности, доброте и стойкости — тем качествам, которых нашему циничному миру иногда так не хватает.
Недавние комментарии