Обследование звукопроизношения у детей в сказочно-игровой форме (день 1)

Здравствуйте! Рада видеть вас на флешмоб-игре «Я со звуками дружу? Оцениваем звукопроизношение ребенка от 3 до 7 лет».

Обследование состояния звукопроизношения у детей можно провести дома в процессе игры. Для этого вам достаточно прочитать нашу сказочную историю и вместе с героями сказки повторять и проговаривать слова и звуки. Помимо самой сказочной истории вам понадобятся картинки для обследования звукопроизношения, которые вы можете скачать у нас на сайте.

Сегодня первый день нашей игры.

ВАЖНО! Перед тем, как приступать к чтению сказки и игре с ребенком, пожалуйста, прослушайте аудиоинструкцию. Я подробно объясняю, как легко и просто в веселой игровой форме можно провести экспресс обследование звукопроизношения, чтобы получить максимально достоверный результат.

 

Первую часть нашей сказочной истории «Город звуков и его удивительные жители» вы можете прочитать на сайте или  скачать здесь.

Прослушать аудиовариант  сказки можно здесь.

 

Часть 1 «Город звуков и его удивительные жители»

Попугай МаришаОднажды утром, когда попугайчики Гоша и Мариша, как обычно, играли в догонялки, Гоша заметил удивительную радугу.

— Мариша, смотри какая красивая радуга! Полетели посмотрим поближе!

— Какая красота! Конечно, полетели!

И попугайчики, весело чирикая, направились к радуге.

— Гоша, ты слышишь?

— Что?

— Прислушайся — от радуги разносятся разные звуки.

— Точно! Смотри, Мариша, под радугой какие-то разноцветные маленькие домики.

— Как красиво! Я ещё никогда такого не видела! Удивительный разноцветный город, как в сказке! Вон там большие ворота — полетели туда!

domiki_logoПопугайчики подлетели к большим воротам. Они смотрели кругом и любовались. Среди ярких цветов стояли разноцветные домики. По улочкам сказочного города вели радужные дорожки, по которым бегали весёлые дети. Кто-то скакал на одной ножке и пел какие-то звуки, кто-то играл в классики и тоже повторял удивительные звуки. Но самое главное, что в сказочном городе все смеялись, веселились и постоянно что-то произносили.

— Я тоже хочу с ними поиграть, — сказала Мариша.

— Дааа. А мне вот интересно, что написано на этой огромной сверкающей вывеске над воротами, — ответил Гоша.

— На ней написано: «Город звуков», — металлическим голосом сказал Робот.

— Ой! — вскрикнула Мариша.

— Ай! — испугался Гоша.

— Доброе утро! — поздоровался Робот.

— Здравствуйте! — растерянно ответили попугайчики.

— А Вы кто? — спросил Гоша.

— Я — дежурный по городу звуков. А вы кто?

— Мы — попугайчики Гоша и Мариша, — ответила Мариша. — И мы очень хотим поиграть в вашем замечательном городе звуков.

— Мы малышей не берём! В нашем городе все звуки любят, чтобы с ними играли, их произносили и даже пели. А малыши такое не умеют или начинают капризничать, не говорят, не поют.  Подрастёте, тогда и приходите. Будем рады!

— Каких ещё малышей?! Мы не малыши! — немного обиделся Гоша.

— Да, мы уже совсем не малыши! И мы не капризничаем! Мы любим играть и любим говорить и петь звуки, — сказала Мариша. Она немного расстроилась, ведь ей так сильно хотелось поиграть с весёлыми ребятами.

robot_logo— Точно не капризничаете? — спросил Робот.

— Точно-точно! — ответила Мариша.

— Ну, ладно, тогда пойдёмте — я покажу вам улицу гласных. Это одна из самых весёлых улиц нашего города звуков.

— Ух ты! Улица гласных! Как здорово! — обрадовался Гоша.

— Самая весёлая улица! — с восторгом произнесла Мариша.

— Только запомните — звукам очень нравится, когда их повторяют. А уж как они любят, когда их говорят нараспев! Так что, если хотите с ними подружиться, надо их петь. Запомнили?

— Запомнили! — хором ответили попугайчики, и они все вместе отправились на улицу гласных.

— Какая красивая улочка! Качели!  — восхищалась Мариша. — Я так люблю качаться на качелях.

— Слышите, из того жёлтенького домика доносится колыбельная? — спросила Мариша.

— Молодец, Мариша! В этом жёлтом солнечном домике живёт звук А. Он у нас очень романтичный! — сказал Робот.

— АААААААААААА, — запели попугайчики.

Звук А вышел из домика и тоже начал петь «ААААААААААА» так, как поют колыбельные.

— ААААААААА, — повторили Гоша и Мариша.

— Порадовали меня, молодцы! — похвалил попугайчиков звук А.

— Вот знакомлю гостей с нашим чудесным городом и звуками, — сказал Робот.

— ЗАААА-МЕЕЕЕ-ЧАААААААА-ТЕЕЕЕЕ-ЛЬНООООО, — заговорил нараспев звук А и пошёл собирать цветы.

— Я же говорю, романтичный! А вот в этом бордовом домике живёт звук Э, — сказал Робот.

— ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ, — хором запели попугайчики.

— Доброе утро! Как приятно! Так хорошо спели! — с восторгом сказал звук Э.

— Доброе утро! И нам приятно с Вами познакомиться, — ответили попугайчики.

— Заходите на чай, — пригласил звук Э к себе в гости.

— Нам так хочется поиграть, — сказала Мариша.

— Ну, что ж, хорошее дело — бегите, играйте. У нас в городе звуков все любят играть. А когда наиграетесь, проголодаетесь — приходите в гости на чай, — предложил звук Э.

— ООООО, это мы с радостью! — пропел Гоша.

— Кто меня звал? — спросил звук О.

— Гоша и Мариша, познакомьтесь — это звук О, он живёт по соседству, — сказал Робот.

— Здоооо-рооооо-воооооо! — пропел Гоша.

— ОООООООООООО, — затянула Мариша.

— Ну какие замечательные попугайчики! Как здорово умеют петь! — обрадовался звук О.

Гоша и Мариша смеялись и веселились — им нравилось знакомиться со звуками и петь их.

— В этом зелёном домике живёт звук У, но сегодня у него разболелся зуууууууб, — пропел Робот.

— УУУУУУУУУУ, — попугайчики пропели так, как болит зуб.

— Да, молодцы! Не будем его беспокоить, — сказал Робот. — А вот в этих домиках, голубом и синем, рядышком живут звуки И и Ы, но они очень не любят, когда их путают.

— Мы не спутаем, — ответил Гоша.

— Мы распутаем, — с улыбкой сказала Мариша.

— Отлично, тогда пойте ИИИИИИИИ, — затянул нараспев Робот, а попугайчики повторили: «ИИИИИИИИИИИИИ».

— Какие молодцы! Как здорово спели! — из синего домика выбежал звук И. — Здравствуйте! Приятно познакомиться с такими умницами.

— ИИИИИИИИ нам приятно, — пропел Гоша, и все дружно засмеялись.

— А теперь пойте ЫЫЫЫЫ, — попросил Робот.

— ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ, — громко и радостно запели Гоша и Мариша.

— Вот это просто класс!  Как я рад! Замечательно спели! — из голубого домика выбежал звук Ы.

— Да, они у нас такие, — Робот погладил по голове Гошу и Маришу.

— А звуки какие интересные, – сказал Гоша.

— Да, их так здорово и весело петь! – добавила Мариша.

— Ну что, пойдемте дальше — впереди ещё так много интересного, – предложил Робот.

— Да-да, пойдемте! – обрадовалась Мариша.

— А почему это у вас лужи такие необычные, разноцветные? – спросил Гоша.

— Как почему? Мы ведь живём под радугой, и у нас бывают разноцветные дождики, а потом получаются разноцветные лужицы, — спокойно объяснил Робот.

devochka— А во что это играют дети? Им так весело! Я тоже хочу научиться, но они всё время говорят что-то разное и непонятное, — сказал Гоша.

— Дети играют в весёлые лужицы. У каждой лужицы свой цвет и свой звук:

у оранжевой — ОХ!

у жёлтой — АХ!

у красной — УХ!

у зелёной — ЭХ!

у синей — ИХ!

Вот ребята бегают, а когда перепрыгивают через лужицу, то произносят звуки, — пояснил Робот. — Хотите попробовать?

— Конечно! Мы мечтали в такое поиграть! — радостно ответили попугайчики и побежали играть в весёлые лужицы. Они прыгали по разноцветным лужицам, а над улочкой раздавались звуки «ЭХ, АХ, УХ, ОХ, ИХ».

— А что за разноцветные ступеньки? Почему ребятишки там хохочут так, что даже падают на травку? — спросила Робота Мариша.

— Это самые смешливые лесенки в мире!  — ответил Робот. — Каждая лесенка своего цвета и своего звука:

синяя  — ХА-ХА-ХА!

фиолетовая — ХИ-ХИ-ХИ!

оранжевая — ХО-ХО-ХО!

— Вот это дааа! Я тоже хочу повеселиться! — и Гоша начал прыгать по фиолетовой лесенке и говорить «ХИ-ХИ-ХИ», а когда допрыгал до самого низа, упал на травку и начал хохотать. А Мариша прыгала по оранжевой лестнице и говорила «ХО-ХО-ХО». Попугайчикам было очень весело и радостно.

— Слушай, как здорово в городе звуков! — сказал Гоша, когда уже не мог больше смеяться.

— Да, точно. Я ещё так весело со звуками не играла, — ответила Мариша и повалилась на мягкую зелёную травку.

— А что это за странные звуки, как будто труба заговорила? — спросил Робота Гоша.

— Ааа, это? Это и есть эхо-труба! — ответил Робот.

— Что за  эхо-труба? — спросили попугайчики хором.

— У нас звук Э — повелитель эхо! И у него есть даже такая игра — «Повелитель эхо». Надо говорить в волшебную трубу — и разносится эхо. Вот! — важно сказал Робот.

— Я хочу быть повелителем эхо! — воскликнул Гоша.

— Ооооо! Этооооо не простооооо, — сказал Робот нараспев.

Мальчик — Почему? — спросила Мариша.

— Потому что надо не просто говорить и запускать эхо, а ещё и отгадывать, где звук спрятался в слове. Такое малыши не умеют, — ответил Робот.

— Мы не малыши! — возразил Гоша.

— Мы будем стараться, и у нас всё получится, — серьезно сказала Мариша.

— Ну, раз будете стараться, тогда пойдёмте попробуем, — согласился Робот.

Они подошли к красивому бордовому домику, рядом с которым среди цветов стоял столик с огромным самоваром, печеньем, конфетами и сушками. Во главе стола сидел важный звук Э, а рядом с ним много весёлых ребятишек. Звук Э наливал чай, а ребятишки разговаривали и смеялись.

— Добрый день, звук Э! Добрый день, дети! — поздоровался Робот.

— Добрый день, Робот! — вежливо ответили ребятишки.

— Добрый, добрый! Как хорошо, что вы к нам зашли! — сказал звук Э.

— Знакомьтесь, дети, — это попугайчики Гоша и Мариша. Они тоже знают звуки и любят с ними играть. Вот, хотят попробовать поиграть в эхо-трубу, — сказал Робот.

-Привет, Гоша! Привет, Мариша! – поздоровались дети.

— Предлагаю вам сначала сесть за стол, попить чай, и как раз подойдёт ваша очередь играть в эхо-трубу, — пригласил к столу звук Э.

— Гоша  и Мариша, вы такие разноцветные! Садитесь с нами! — ребятишки очень обрадовались новым знакомым. Они вместе пили чай и обменивались впечатлениями, кто как играл со звуками. За разговорами незаметно подошла очередь попугайчиков играть в эхо-трубу.

— Итак, в эхо-трубу играют сразу двое. Один говорит, а второй угадывает, где находится звук Э: в начале слова, в середине или в самом конце, — объяснил Робот. — Ну что, не боитесь?

— Нет, не боимся! Я буду первым угадывать! — уверенно сказал Гоша.

— Молодец! Смелый мальчик–попугайчик! — похвалил Робот. — Тогда начинаем!

Картинки для обследования звукопроизношения можно скачать здесь

GoshaМариша начала говорить в эхо-трубу, а Гоша приготовился повторять:

                Э: этаж, эхо, экран, это, поэт, поэма, тент, антенна, купе, канапе.

— Молодец! Всё повторил и отгадал, — похвалил Робот.

— А теперь я буду отгадывать! Я тоже хочу отгадывать, — сказала Мариша.

— Отлично! Давай по очереди, — и Гоша начал говорить в эхо-трубу:

А: один, окно, обед, ананас, бак, бант, баня, флаг, мама, папа, вата, тумба.

— Очень хорошо! – похвалил робот попугайчиков.

— Да, мы – молодцы! – радовался Гоша.

— Раз вы такие молодцы, то, наверное, сможете громко и чётко повторить слова и найти, куда спрятался звук О? – спросил робот.

— Да! Да! Мы сможем! – сказала Мариша.

— Здорово играть! Давайте я буду говорить в эхо – трубу! Мариша, готова? – спросил Гоша.

— Готова! Говори! – ответила Мариша.

И Гоша стал чётко произносить в эхо – трубу:

О: он, окна, окунь, Оля, ток, кот, дом, нос, пальто, кино, панно.

— Какие же вы молодцы! А сможете услышать звук УУУУУУУУУУ? Давайте теперь я буду говорить, а вы — повторять слова, как эхо, и отгадывать, где спрятался звук У? — предложил Робот.

— Да, мы всё отгадаем! — радовался Гоша.

— Конечно, мы его найдём! — прыгала рядом Мариша.

У: утка, утёнок, угол, укол, улыбка, петух, обувь, кубик, какаду, улитка.

— Я думал, вы малыши, а вы вон сколько всего смогли отгадать. Ну ладно, теперь сложное задание. Не знаю даже, справитесь или нет, — задумчиво произнёс Робот.

— Мы точно справимся! – уверенно сказал Гоша.

— Мы ведь стараемся — значит, у нас получится, — поддержала друга Мариша.

— Ну, давайте попробуем. Звук Ы:

Ы: мыло, пыль, дыня, сыр, ноты, дубы, мы, вагоны, бутоны.

— Ух ты! Вот это да! Всё правильно повторили и звук Ы нашли, — похвалил Робот. — И последняя игра на сегодня — звук И. Справитесь?

— Конечно! — закричали хором попугайчики.

И: избушка, игрушки, изюм, ириски, нить (или нитка), синий, тени, пути, брюки.

— Молодцы! А теперь вам пора домой, а то, наверное, родители вас уже потеряли, — забеспокоился Робот.

— А можно мы завтра ещё придём? — спросил Гоша.

— Можно, а? Нам так понравилось со звуками играть! — добавила Мариша.

— Хорошо, приходите, у нас ещё много звуков и весёлых игр, — ответил Робот.

— УРА!!!!!! — закричали попугайчики. — До свидания, Робот! Спасибо тебе!

— Рад был с вами познакомиться, подружиться и поиграть! Я думал, вы малыши, а вы, оказывается, совсем большие и умные попугайчики. Прямо умные-разумные! — радостно попрощался Робот.

— Хи-хи-хи! Умные-разумные! — смеялась Мариша.

— Ха-ха-ха! — подхватил игру Гоша.

Так они летели к себе домой, смеялись и веселились!

Продолжение следует!

Вот и закончился первый день обследования звукопроизношения, который мы посвятили гласным звукам. Впереди еще 4 дня приключений вместе с попугайчиками Гошей и Маришей в Городе звуков. Следующая часть нашей истории называется «Веселая дорожка». Наши герои будут играть в веселую и интересную игру, присоединяйтесь и вы!

Картинки для обследования звукопроизношения можно скачать здесь

Ваша Алена Волкова, консультант по развитию детской речи.

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика