Обследование звукопроизношения у детей в сказочно-игровой форме (день 1)

Здравствуйте! Рада видеть вас на флешмоб-игре “Я со звуками дружу? Оцениваем звукопроизношение ребенка от 3 до 7 лет”.

Обследование состояния звукопроизношения у детей можно провести дома в процессе игры. Для этого вам достаточно прочитать нашу сказочную историю и вместе с героями сказки повторять и проговаривать слова и звуки. Помимо самой сказочной истории вам понадобятся картинки для обследования звукопроизношения, которые вы можете скачать у нас на сайте.

Сегодня первый день нашей игры.

ВАЖНО! Перед тем, как приступать к чтению сказки и игре с ребенком, пожалуйста, прослушайте аудиоинструкцию. Я подробно объясняю, как легко и просто в веселой игровой форме можно провести экспресс обследование звукопроизношения, чтобы получить максимально достоверный результат.

 

Первую часть нашей сказочной истории “Город звуков и его удивительные жители” вы можете прочитать на сайте или  скачать здесь.

Прослушать аудиовариант  сказки можно здесь.

 

Часть 1 “Город звуков и его удивительные жители”

Попугай МаришаОднажды утром, когда попугайчики Гоша и Мариша, как обычно, играли в догонялки, Гоша заметил удивительную радугу.

– Мариша, смотри какая красивая радуга! Полетели посмотрим поближе!

– Какая красота! Конечно, полетели!

И попугайчики, весело чирикая, направились к радуге.

– Гоша, ты слышишь?

– Что?

– Прислушайся – от радуги разносятся разные звуки.

– Точно! Смотри, Мариша, под радугой какие-то разноцветные маленькие домики.

– Как красиво! Я ещё никогда такого не видела! Удивительный разноцветный город, как в сказке! Вон там большие ворота – полетели туда!

domiki_logoПопугайчики подлетели к большим воротам. Они смотрели кругом и любовались. Среди ярких цветов стояли разноцветные домики. По улочкам сказочного города вели радужные дорожки, по которым бегали весёлые дети. Кто-то скакал на одной ножке и пел какие-то звуки, кто-то играл в классики и тоже повторял удивительные звуки. Но самое главное, что в сказочном городе все смеялись, веселились и постоянно что-то произносили.

– Я тоже хочу с ними поиграть, – сказала Мариша.

– Дааа. А мне вот интересно, что написано на этой огромной сверкающей вывеске над воротами, – ответил Гоша.

– На ней написано: «Город звуков», – металлическим голосом сказал Робот.

– Ой! – вскрикнула Мариша.

– Ай! – испугался Гоша.

– Доброе утро! – поздоровался Робот.

– Здравствуйте! – растерянно ответили попугайчики.

– А Вы кто? – спросил Гоша.

– Я – дежурный по городу звуков. А вы кто?

– Мы – попугайчики Гоша и Мариша, – ответила Мариша. – И мы очень хотим поиграть в вашем замечательном городе звуков.

– Мы малышей не берём! В нашем городе все звуки любят, чтобы с ними играли, их произносили и даже пели. А малыши такое не умеют или начинают капризничать, не говорят, не поют.  Подрастёте, тогда и приходите. Будем рады!

– Каких ещё малышей?! Мы не малыши! – немного обиделся Гоша.

– Да, мы уже совсем не малыши! И мы не капризничаем! Мы любим играть и любим говорить и петь звуки, – сказала Мариша. Она немного расстроилась, ведь ей так сильно хотелось поиграть с весёлыми ребятами.

robot_logo– Точно не капризничаете? – спросил Робот.

– Точно-точно! – ответила Мариша.

– Ну, ладно, тогда пойдёмте – я покажу вам улицу гласных. Это одна из самых весёлых улиц нашего города звуков.

– Ух ты! Улица гласных! Как здорово! – обрадовался Гоша.

– Самая весёлая улица! – с восторгом произнесла Мариша.

– Только запомните – звукам очень нравится, когда их повторяют. А уж как они любят, когда их говорят нараспев! Так что, если хотите с ними подружиться, надо их петь. Запомнили?

– Запомнили! – хором ответили попугайчики, и они все вместе отправились на улицу гласных.

– Какая красивая улочка! Качели!  – восхищалась Мариша. – Я так люблю качаться на качелях.

– Слышите, из того жёлтенького домика доносится колыбельная? – спросила Мариша.

– Молодец, Мариша! В этом жёлтом солнечном домике живёт звук А. Он у нас очень романтичный! – сказал Робот.

– АААААААААААА, – запели попугайчики.

Звук А вышел из домика и тоже начал петь “ААААААААААА” так, как поют колыбельные.

– ААААААААА, – повторили Гоша и Мариша.

– Порадовали меня, молодцы! – похвалил попугайчиков звук А.

– Вот знакомлю гостей с нашим чудесным городом и звуками, – сказал Робот.

– ЗАААА-МЕЕЕЕ-ЧАААААААА-ТЕЕЕЕЕ-ЛЬНООООО, – заговорил нараспев звук А и пошёл собирать цветы.

– Я же говорю, романтичный! А вот в этом бордовом домике живёт звук Э, – сказал Робот.

– ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ, – хором запели попугайчики.

– Доброе утро! Как приятно! Так хорошо спели! – с восторгом сказал звук Э.

– Доброе утро! И нам приятно с Вами познакомиться, – ответили попугайчики.

– Заходите на чай, – пригласил звук Э к себе в гости.

– Нам так хочется поиграть, – сказала Мариша.

– Ну, что ж, хорошее дело – бегите, играйте. У нас в городе звуков все любят играть. А когда наиграетесь, проголодаетесь – приходите в гости на чай, – предложил звук Э.

– ООООО, это мы с радостью! – пропел Гоша.

– Кто меня звал? – спросил звук О.

– Гоша и Мариша, познакомьтесь – это звук О, он живёт по соседству, – сказал Робот.

– Здоооо-рооооо-воооооо! – пропел Гоша.

– ОООООООООООО, – затянула Мариша.

– Ну какие замечательные попугайчики! Как здорово умеют петь! – обрадовался звук О.

Гоша и Мариша смеялись и веселились – им нравилось знакомиться со звуками и петь их.

– В этом зелёном домике живёт звук У, но сегодня у него разболелся зуууууууб, – пропел Робот.

– УУУУУУУУУУ, – попугайчики пропели так, как болит зуб.

– Да, молодцы! Не будем его беспокоить, – сказал Робот. – А вот в этих домиках, голубом и синем, рядышком живут звуки И и Ы, но они очень не любят, когда их путают.

– Мы не спутаем, – ответил Гоша.

– Мы распутаем, – с улыбкой сказала Мариша.

– Отлично, тогда пойте ИИИИИИИИ, – затянул нараспев Робот, а попугайчики повторили: “ИИИИИИИИИИИИИ”.

– Какие молодцы! Как здорово спели! – из синего домика выбежал звук И. – Здравствуйте! Приятно познакомиться с такими умницами.

– ИИИИИИИИ нам приятно, – пропел Гоша, и все дружно засмеялись.

– А теперь пойте ЫЫЫЫЫ, – попросил Робот.

– ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ, – громко и радостно запели Гоша и Мариша.

– Вот это просто класс!  Как я рад! Замечательно спели! – из голубого домика выбежал звук Ы.

– Да, они у нас такие, – Робот погладил по голове Гошу и Маришу.

– А звуки какие интересные, – сказал Гоша.

– Да, их так здорово и весело петь! – добавила Мариша.

– Ну что, пойдемте дальше – впереди ещё так много интересного, – предложил Робот.

– Да-да, пойдемте! – обрадовалась Мариша.

– А почему это у вас лужи такие необычные, разноцветные? – спросил Гоша.

– Как почему? Мы ведь живём под радугой, и у нас бывают разноцветные дождики, а потом получаются разноцветные лужицы, – спокойно объяснил Робот.

devochka– А во что это играют дети? Им так весело! Я тоже хочу научиться, но они всё время говорят что-то разное и непонятное, – сказал Гоша.

– Дети играют в весёлые лужицы. У каждой лужицы свой цвет и свой звук:

у оранжевой – ОХ!

у жёлтой – АХ!

у красной – УХ!

у зелёной – ЭХ!

у синей – ИХ!

Вот ребята бегают, а когда перепрыгивают через лужицу, то произносят звуки, – пояснил Робот. – Хотите попробовать?

– Конечно! Мы мечтали в такое поиграть! – радостно ответили попугайчики и побежали играть в весёлые лужицы. Они прыгали по разноцветным лужицам, а над улочкой раздавались звуки “ЭХ, АХ, УХ, ОХ, ИХ”.

– А что за разноцветные ступеньки? Почему ребятишки там хохочут так, что даже падают на травку? – спросила Робота Мариша.

– Это самые смешливые лесенки в мире!  – ответил Робот. – Каждая лесенка своего цвета и своего звука:

синяя  – ХА-ХА-ХА!

фиолетовая – ХИ-ХИ-ХИ!

оранжевая – ХО-ХО-ХО!

– Вот это дааа! Я тоже хочу повеселиться! – и Гоша начал прыгать по фиолетовой лесенке и говорить “ХИ-ХИ-ХИ”, а когда допрыгал до самого низа, упал на травку и начал хохотать. А Мариша прыгала по оранжевой лестнице и говорила “ХО-ХО-ХО”. Попугайчикам было очень весело и радостно.

– Слушай, как здорово в городе звуков! – сказал Гоша, когда уже не мог больше смеяться.

– Да, точно. Я ещё так весело со звуками не играла, – ответила Мариша и повалилась на мягкую зелёную травку.

– А что это за странные звуки, как будто труба заговорила? – спросил Робота Гоша.

– Ааа, это? Это и есть эхо-труба! – ответил Робот.

– Что за  эхо-труба? – спросили попугайчики хором.

– У нас звук Э – повелитель эхо! И у него есть даже такая игра – «Повелитель эхо». Надо говорить в волшебную трубу – и разносится эхо. Вот! – важно сказал Робот.

– Я хочу быть повелителем эхо! – воскликнул Гоша.

– Ооооо! Этооооо не простооооо, – сказал Робот нараспев.

Мальчик – Почему? – спросила Мариша.

– Потому что надо не просто говорить и запускать эхо, а ещё и отгадывать, где звук спрятался в слове. Такое малыши не умеют, – ответил Робот.

– Мы не малыши! – возразил Гоша.

– Мы будем стараться, и у нас всё получится, – серьезно сказала Мариша.

– Ну, раз будете стараться, тогда пойдёмте попробуем, – согласился Робот.

Они подошли к красивому бордовому домику, рядом с которым среди цветов стоял столик с огромным самоваром, печеньем, конфетами и сушками. Во главе стола сидел важный звук Э, а рядом с ним много весёлых ребятишек. Звук Э наливал чай, а ребятишки разговаривали и смеялись.

– Добрый день, звук Э! Добрый день, дети! – поздоровался Робот.

– Добрый день, Робот! – вежливо ответили ребятишки.

– Добрый, добрый! Как хорошо, что вы к нам зашли! – сказал звук Э.

– Знакомьтесь, дети, – это попугайчики Гоша и Мариша. Они тоже знают звуки и любят с ними играть. Вот, хотят попробовать поиграть в эхо-трубу, – сказал Робот.

-Привет, Гоша! Привет, Мариша! – поздоровались дети.

– Предлагаю вам сначала сесть за стол, попить чай, и как раз подойдёт ваша очередь играть в эхо-трубу, – пригласил к столу звук Э.

– Гоша  и Мариша, вы такие разноцветные! Садитесь с нами! – ребятишки очень обрадовались новым знакомым. Они вместе пили чай и обменивались впечатлениями, кто как играл со звуками. За разговорами незаметно подошла очередь попугайчиков играть в эхо-трубу.

– Итак, в эхо-трубу играют сразу двое. Один говорит, а второй угадывает, где находится звук Э: в начале слова, в середине или в самом конце, – объяснил Робот. – Ну что, не боитесь?

– Нет, не боимся! Я буду первым угадывать! – уверенно сказал Гоша.

– Молодец! Смелый мальчик–попугайчик! – похвалил Робот. – Тогда начинаем!

Картинки для обследования звукопроизношения можно скачать здесь

GoshaМариша начала говорить в эхо-трубу, а Гоша приготовился повторять:

                Э: этаж, эхо, экран, это, поэт, поэма, тент, антенна, купе, канапе.

– Молодец! Всё повторил и отгадал, – похвалил Робот.

– А теперь я буду отгадывать! Я тоже хочу отгадывать, – сказала Мариша.

– Отлично! Давай по очереди, – и Гоша начал говорить в эхо-трубу:

А: один, окно, обед, ананас, бак, бант, баня, флаг, мама, папа, вата, тумба.

– Очень хорошо! – похвалил робот попугайчиков.

– Да, мы – молодцы! – радовался Гоша.

– Раз вы такие молодцы, то, наверное, сможете громко и чётко повторить слова и найти, куда спрятался звук О? – спросил робот.

– Да! Да! Мы сможем! – сказала Мариша.

– Здорово играть! Давайте я буду говорить в эхо – трубу! Мариша, готова? – спросил Гоша.

– Готова! Говори! – ответила Мариша.

И Гоша стал чётко произносить в эхо – трубу:

О: он, окна, окунь, Оля, ток, кот, дом, нос, пальто, кино, панно.

– Какие же вы молодцы! А сможете услышать звук УУУУУУУУУУ? Давайте теперь я буду говорить, а вы – повторять слова, как эхо, и отгадывать, где спрятался звук У? – предложил Робот.

– Да, мы всё отгадаем! – радовался Гоша.

– Конечно, мы его найдём! – прыгала рядом Мариша.

У: утка, утёнок, угол, укол, улыбка, петух, обувь, кубик, какаду, улитка.

– Я думал, вы малыши, а вы вон сколько всего смогли отгадать. Ну ладно, теперь сложное задание. Не знаю даже, справитесь или нет, – задумчиво произнёс Робот.

– Мы точно справимся! – уверенно сказал Гоша.

– Мы ведь стараемся – значит, у нас получится, – поддержала друга Мариша.

– Ну, давайте попробуем. Звук Ы:

Ы: мыло, пыль, дыня, сыр, ноты, дубы, мы, вагоны, бутоны.

– Ух ты! Вот это да! Всё правильно повторили и звук Ы нашли, – похвалил Робот. – И последняя игра на сегодня – звук И. Справитесь?

– Конечно! – закричали хором попугайчики.

И: избушка, игрушки, изюм, ириски, нить (или нитка), синий, тени, пути, брюки.

– Молодцы! А теперь вам пора домой, а то, наверное, родители вас уже потеряли, – забеспокоился Робот.

– А можно мы завтра ещё придём? – спросил Гоша.

– Можно, а? Нам так понравилось со звуками играть! – добавила Мариша.

– Хорошо, приходите, у нас ещё много звуков и весёлых игр, – ответил Робот.

– УРА!!!!!! – закричали попугайчики. – До свидания, Робот! Спасибо тебе!

– Рад был с вами познакомиться, подружиться и поиграть! Я думал, вы малыши, а вы, оказывается, совсем большие и умные попугайчики. Прямо умные-разумные! – радостно попрощался Робот.

– Хи-хи-хи! Умные-разумные! – смеялась Мариша.

– Ха-ха-ха! – подхватил игру Гоша.

Так они летели к себе домой, смеялись и веселились!

Продолжение следует!

Вот и закончился первый день обследования звукопроизношения, который мы посвятили гласным звукам. Впереди еще 4 дня приключений вместе с попугайчиками Гошей и Маришей в Городе звуков. Следующая часть нашей истории называется “Веселая дорожка”. Наши герои будут играть в веселую и интересную игру, присоединяйтесь и вы!

Картинки для обследования звукопроизношения можно скачать здесь

Ваша Алена Волкова, консультант по развитию детской речи.

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика