Народный разговор, или фольклор в развитии речи детей

Сегодня небезразличные мамочки ищут новые развивающие методики для того, чтобы их детки росли умными и успешными, счастливыми и гармоничными, а может быть и гениальными. Но ведь, если подумать, то такие люди были всегда, даже до появления специальных развивающих программ.

Откуда же бралась грамотная речь, правильное понимание жизни, прекрасные человеческие качества? Правильно – все передавалось из поколения в поколение на собственном примере от отцов сыновьям и от матерей дочерям. А еще народная мудрость передавалась из уст в уста в форме пословиц, поговорок, примет, былей, легенд, песен, сказок и других форм устного литературного и музыкального творчества.

В 1846 году У.Дж.Томс, английский ученый, назвал все это фольклором, что в переводе и значит – «народная мудрость». Любая мамочка, даже не зная, что относится к фольклору, все равно использует его при воспитании малыша. Ведь сложно представить ребенка, которому не рассказывали «Репку» или сказку «Колобок», не пели «Баюшки-баю» и не играли в «Ладушки». А ведь все это фольклорные произведения.

Мы же постараемся научиться грамотно использовать фольклор в развитии речи детей.

Фольклор в развитии речи детей.

Колыбельные – первая учеба перед сном

Обязательно пойте колыбельные своим деткам. Доказано, что материнское пение способствует развитию областей мозга ответственных за речь. Кроме того эти песни учат детей:

  • плавному произношению фраз;
  • обогащают словарный запас;
  • развивают фонематическое восприятие*;
  • помогают освоить грамматический строй речи;
  • учат правильно интонировать (выделять голосом) речь.

*Фонематическое восприятие – это способность выделять фонемы (наименьшие частицы слова – звуки) и определять из каких звуков состоит слово.

Потешки и пестушки – первых слов друзья-подружки

 

Потешки и пестушки не менее важны. Дети в возрасте двух-трех месяцев набирают свой пассивный словарь, потому им очень важно слышать речь, обращенную к ним. Иногда мамам сложно говорить с такими малышами, кажется, что нет подходящей темы. Расскажите крохе о нем самом, сделайте несложную гимнастику или массаж. И в этом поможет, например, такая пестушка, что относится к фольклору также:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

 

Согласитесь, так учить части тела – очень приятно. А народ придумал сотни подобных пестушек.

А всем известная потешка «Сорока-ворона» – это же настоящая пальчиковая гимнастика! А значит, она развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие центров речи в головном мозге.

Народные потешки дарят множество возможностей весело провести время с ребенком, ведь все они игровые, а именно в игре ребенок развивается. Вы можете облегчить начало фразовой речи у малыша и обогатить словарный запас глаголами, инсценируя эту потешку:

Шел старик дорогою, дорогою, дорогою.

Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

А коза бодается, бодается, бодается.

А старик ругается, ругается, ругается.

Простые фразы, повторения, рифмы и стихотворный ритм благотворно скажутся на развитии речи малыша. Другие игры на развитие словарного запаса можно почитать здесь.

Итак, мы убедились, что фольклор в развитии речи малыша играет важную роль с самого рождения, ведь благодаря колыбельным, потешкам и пестушкам можно узнавать родной язык. С помощью произведений фольклора его же можно и совершенствовать.

Скороговорки на службе у правильного произношения

Так скороговорки помогают усовершенствовать произношение. Их можно подобрать для любого звука, который вызывает сложности. Например:

  • Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
  • Во мраке раки шумят в драке.
  • Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал. Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.
  • Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  • Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

 

Пословицы и загадки – умение видеть явное и тайное

Речь человека, использующего пословицы и поговорки, образна и интересна. Научите своих детей поговоркам. Причем нужно добиваться того, чтобы они их не только запоминали, но и понимали значение и свободно использовали.  Употребляйте их, общаясь с детьми. Например, просит вас малыш поиграть игрушкой с множеством мелких деталей, а потом собирать все это не хочет. Говорите: «Любишь кататься, люби и саночки возить». И объясняйте, что это значит.

Загадки также помогают понять вторичные значения снов, дают понятие о многозначности. Это обогащает детский словарный запас. Начинать нужно со знакомства с фольклорными загадками. Например:

Маленькое, кругленькое, но за хвост его не поднять. (Клубок).

Меня все ждут, не дождутся. А приду я, разбегутся. (Дождь).

Вокруг алой проруби сидят белые голуби. (Рот и зубы).

У матери – детей пятеро. Все к матери привязаны. Все ростом  – разные, Годами – равные. (Рука, пальцы).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран и овца).

После знакомства с этой формой творчества, дети с удовольствием придумывают свои загадки и это очень наглядный пример развития речи.

Скоро сказка сказывается, да постепенно речь развивается

Фольклор в развитии речи. Загадки

Вы уже успели убедиться, что фольклор в развитии речи дошкольника играет большую роль. Сказки же самый главный инструмент для развития связной речи детей. Они:

  • раскрывают перед малышами выразительность языка;
  •  знакомят с образными выражениями, народным юмором;
  •  учат упорядочено излагать мысли.

И все это происходит подспудно, достаточно только лишь детям часто слышать сказки. Не отказывайте им в этом удовольствии, а еще постарайтесь рассказывать или читать эмоционально, вживаясь в образы, тогда дети поймут, что зайчик говорит совсем не так как волк, научатся различать нежные, грубые и нейтральные слова и фразы.

Сказки возникли раньше всех произведений устного народного творчества, но когда ваш малыш придумает первую свою сказку, это скажет вам о том, что его речь хорошо развита, и вы не зря старались.

Вот так с колыбельной до сказки и воспитывались дети раньше. И теперь это самый лучший способ развития для дошкольников. А в школьном возрасте можно уже и все современные достижения осваивать.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика