
Сегодня небезразличные мамочки ищут новые развивающие методики для того, чтобы их детки росли умными и успешными, счастливыми и гармоничными, а может быть и гениальными. Но ведь, если подумать, то такие люди были всегда, даже до появления специальных развивающих программ.
Откуда же бралась грамотная речь, правильное понимание жизни, прекрасные человеческие качества? Правильно – все передавалось из поколения в поколение на собственном примере от отцов сыновьям и от матерей дочерям. А еще народная мудрость передавалась из уст в уста в форме пословиц, поговорок, примет, былей, легенд, песен, сказок и других форм устного литературного и музыкального творчества.
В 1846 году У.Дж.Томс, английский ученый, назвал все это фольклором, что в переводе и значит – «народная мудрость». Любая мамочка, даже не зная, что относится к фольклору, все равно использует его при воспитании малыша. Ведь сложно представить ребенка, которому не рассказывали «Репку» или сказку «Колобок», не пели «Баюшки-баю» и не играли в «Ладушки». А ведь все это фольклорные произведения.
Мы же постараемся научиться грамотно использовать фольклор в развитии речи детей.
Фольклор в развитии речи детей.
Колыбельные — первая учеба перед сном
Обязательно пойте колыбельные своим деткам. Доказано, что материнское пение способствует развитию областей мозга ответственных за речь. Кроме того эти песни учат детей:
- плавному произношению фраз;
- обогащают словарный запас;
- развивают фонематическое восприятие*;
- помогают освоить грамматический строй речи;
- учат правильно интонировать (выделять голосом) речь.
*Фонематическое восприятие – это способность выделять фонемы (наименьшие частицы слова – звуки) и определять из каких звуков состоит слово.
Потешки и пестушки – первых слов друзья-подружки
Потешки и пестушки не менее важны. Дети в возрасте двух-трех месяцев набирают свой пассивный словарь, потому им очень важно слышать речь, обращенную к ним. Иногда мамам сложно говорить с такими малышами, кажется, что нет подходящей темы. Расскажите крохе о нем самом, сделайте несложную гимнастику или массаж. И в этом поможет, например, такая пестушка, что относится к фольклору также:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!
Согласитесь, так учить части тела – очень приятно. А народ придумал сотни подобных пестушек.
А всем известная потешка «Сорока-ворона» — это же настоящая пальчиковая гимнастика! А значит, она развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие центров речи в головном мозге.
Народные потешки дарят множество возможностей весело провести время с ребенком, ведь все они игровые, а именно в игре ребенок развивается. Вы можете облегчить начало фразовой речи у малыша и обогатить словарный запас глаголами, инсценируя эту потешку:
Шел старик дорогою, дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается, бодается, бодается.
А старик ругается, ругается, ругается.
Простые фразы, повторения, рифмы и стихотворный ритм благотворно скажутся на развитии речи малыша. Другие игры на развитие словарного запаса можно почитать здесь.
Итак, мы убедились, что фольклор в развитии речи малыша играет важную роль с самого рождения, ведь благодаря колыбельным, потешкам и пестушкам можно узнавать родной язык. С помощью произведений фольклора его же можно и совершенствовать.
Скороговорки на службе у правильного произношения
Так скороговорки помогают усовершенствовать произношение. Их можно подобрать для любого звука, который вызывает сложности. Например:
- Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
- Во мраке раки шумят в драке.
- Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал. Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.
- Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
- Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Пословицы и загадки – умение видеть явное и тайное
Речь человека, использующего пословицы и поговорки, образна и интересна. Научите своих детей поговоркам. Причем нужно добиваться того, чтобы они их не только запоминали, но и понимали значение и свободно использовали. Употребляйте их, общаясь с детьми. Например, просит вас малыш поиграть игрушкой с множеством мелких деталей, а потом собирать все это не хочет. Говорите: «Любишь кататься, люби и саночки возить». И объясняйте, что это значит.
Загадки также помогают понять вторичные значения снов, дают понятие о многозначности. Это обогащает детский словарный запас. Начинать нужно со знакомства с фольклорными загадками. Например:
Маленькое, кругленькое, но за хвост его не поднять. (Клубок).
Меня все ждут, не дождутся. А приду я, разбегутся. (Дождь).
Вокруг алой проруби сидят белые голуби. (Рот и зубы).
У матери – детей пятеро. Все к матери привязаны. Все ростом – разные, Годами – равные. (Рука, пальцы).
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран и овца).
После знакомства с этой формой творчества, дети с удовольствием придумывают свои загадки и это очень наглядный пример развития речи.
Скоро сказка сказывается, да постепенно речь развивается
Вы уже успели убедиться, что фольклор в развитии речи дошкольника играет большую роль. Сказки же самый главный инструмент для развития связной речи детей. Они:
- раскрывают перед малышами выразительность языка;
- знакомят с образными выражениями, народным юмором;
- учат упорядочено излагать мысли.
И все это происходит подспудно, достаточно только лишь детям часто слышать сказки. Не отказывайте им в этом удовольствии, а еще постарайтесь рассказывать или читать эмоционально, вживаясь в образы, тогда дети поймут, что зайчик говорит совсем не так как волк, научатся различать нежные, грубые и нейтральные слова и фразы.
Сказки возникли раньше всех произведений устного народного творчества, но когда ваш малыш придумает первую свою сказку, это скажет вам о том, что его речь хорошо развита, и вы не зря старались.
Вот так с колыбельной до сказки и воспитывались дети раньше. И теперь это самый лучший способ развития для дошкольников. А в школьном возрасте можно уже и все современные достижения осваивать.
Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.
Недавние комментарии