Мелкая моторика слабо развита: почему?

Мелкая моторика слабо развита

 

Давно доказано, что двигательные импульсы пальцев рук положительно сказываются на развитии головного мозга ребенка. Речевое и умственное развитие идет быстрее, если малыш выполняет различные мелкие движения руками, играет в пальчиковые игры. В одной из статей мы уже рассматривали, как взаимосвязана мелкая моторика и речь. 

Такие занятия очень популярны среди родителей и педагогов. И это не случайно. В последнее время отмечается, что у детей не развита мелкая моторика. И об этом говорят не только опытные воспитатели, но и сами мамы и бабушки.

Давайте рассмотрим основные причины этого явления.

 Влияние современной техники на мелкую моторику

Ребенок с современной техникойНаши дети – неотъемлемая часть современного общества с его благами и недостатками. За последние двадцать лет произошел значительный скачок в области развития технологий. У нас появилось много помощников в быту: стиральные машины, мультиварки, моющие пылесосы, парогенераторы. Они заметно облегчают жизнь, выполняя ту работу, которую наши мамы и бабушки, а вместе с ними и дети, делали руками.

Сейчас же достаточно нажать на кнопочку, чтобы выполнить львиную долю хозяйственных дел. Дети наблюдают за родителями, копируют их движения. Они не знают, что можно по-другому. Как результат – у детей мелкая моторика развита недостаточно.

Техника высвобождает время, которое нужно чем-то занять. Раньше многие вышивали, вязали, шили, выжигали. Сейчас все эти виды досуга часто заменяет телевизор и интернет. Мало кто занимается рукоделием и творчеством, и обучает этому своих чад. Вот еще одна причина того, что у современных детей мелкая моторика слабо развита.

Недостаток времени как причина плохого развития мелкой моторики

Мелкая моторика плохо развита. ПочемуЗа последние годы темп жизни увеличился в разы. Люди много часов проводят на работе, в пробках. Они постоянно спешат. Часто не остается свободных минут для полноценного общения с детьми. Приходя домой, маме нужно успеть приготовить ужин, убраться, проверить уроки.

Поэтому малышу вручается «развивающая» игрушка, которая призвана развивать мелкую моторику рук в том числе. Однако самый важный развивающий фактор – это мама и ее непосредственное участие, без которого эффект любого новомодного детского гаджета сводится практически к нулю.

Следующая причина того, что у детей мелкая моторика плохо развита – нехватка времени на обучение ребенка элементарным бытовым навыкам.

Виной тому служит постоянная спешка, в которой мы все пребываем. Проще самим накормить, одеть, обуть, почистить зубы, пока ждать, как это будет делать ребенок.

Многие полагают, что всему научится сам. Да, но периода ошибок не избежать в любом случае. Конечно, чем старше ребенок, тем меньше времени ему понадобится на то, чтобы научиться, к примеру, завязывать шнурки. Но и он будет на первых порах ошибаться.

Довольно часто ситуация принимает весьма неприятный оборот, когда у детей мелкая моторика слабо развита, и ребенок в возрасте пяти лет не ест сам ложкой, или в девять не может завязать себе шнурки. Грустно, но это реальные примеры.

Раннее развитие и мелкая моторика

Раннее развитие мелкой моторики

Вместе с тем сейчас многие мамы увлекаются ранним развитием. И это прекрасно. Однако часто оно неправильно понимается. Акцент делается на развитии интеллектуальном и логическом.

Малыши же натуры творческие от природы. У них большую роль играет правое полушарие мозга. Именно его и нужно задействовать. Как? Рассказывать сказки, привлекать красочные образы, рисовать, лепить, вырезать и клеить. Развивая ребенка через игру, предлагая ему творческие задания, вы не столкнетесь с тем, что у него мелкая моторика плохо развита.

Поэтому пытаясь научить двухлетнего ребенка читать и считать, задайте себе вопрос: «А зачем?» Чтобы с гордостью рассказывать об этом знакомым? Или для того, что эти знания пригодились малышу уже сейчас?

Гораздо большую пользу крохе принесет умение самостоятельно справляться с застежками, кушать и мыть руки. Никто не говорит о том, что не нужно его знакомить с различными предметами и явлениями. Но не забывайте при этом развивать мелкую моторику рук и уделять особое внимание освоению практических навыков и умений.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи. 

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы “Через развитие речи – к гармоничному развитию ребенка”, автор и руководитель проекта “Речь ребенка” и онлайн-клуба речевого развития “Болтай-ка”, главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика