
Речь не дана человеку от рождения, т.е. она не является его врожденной способностью. Вы ведь не знаете ни одного человека, кто, едва родившись, начал вести светские беседы, правда? Я тоже не знаю 🙂
Речь формируется постепенно в процессе развития ребенка. Однако способность к речевому восприятию (т.е. способность воспринимать речь, понимать смысл сказанного, соотносить слова с реальными предметами и объектами) как раз является врожденной, и она присуща только человеку.
Речь является формой общения между людьми, средством передачи своих мыслей, просьб, приказов. Но какие еще функции выполняет речь и в каком возрасте какая функция появляется?
В этой статье мы как раз об этом и поговорим.
Функции речи в период от рождения до года.
Этот период в психологии называется младенчество.
Несмотря на то, что в лучшем случае ребенок начинает разговаривать лишь в конце первого года жизни, весь первый год является без преувеличения определяющим в развитии речи. Именно сейчас закладывается фундамент для последующего овладения речью, формируются важные механизмы речи, а именно:
- фонематический слух;
- слогообразование;
- психологическая база речи.
В таком возрасте для развития речи хорошо проводить массаж пальчиков ребенка.
Функции речи в период от 1 года до 3 лет.
С 1 года начинается период под названием ранний возраст. Длится он до 3 лет. В этом возрасте ведущая форма деятельности у ребенка – предметно-манипулятивная (или по-другому ее называют предметно-действенная).
В этот период речь начинает развиваться быстрыми темпами, активно формируются слова. Основными функциями речи в этот период являются:
- назывная (т.е. называние предметов, их признаков и действий: “Это мама. Мама идет. Это мяч. Мяч синий.”)
- познавательная функция речи (т.е. с помощью речи ребенок узнает: “Что это? Откуда? Почему?”)
Словесные игры помогут в этот период развивать речь и обогатят словарный запас малыша.
Функции речи в период от 3 до 7 лет.
Дошкольный возраст.
Ведущей формой деятельности является игровая. Высшая форма игры – сюжетно-ролевая.
Речь выполняет следующие функции:
- коммуникативная (т.е. помогает общаться с детьми и взрослыми)
- регулирующая (помогает ребенку подчинять свои действия, свое поведение просьбам и другим речевым инструкциям взрослых)
В этом возрасте хорошо подойдут игры на развитие словарного запаса.
Играйте с удовольствием!
Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.
Недавние комментарии