Как учить стихи с ребенком: 6 советов родителям

Как учить стихи с ребенком

Очень часто родители  дошкольников и учеников младших классов сталкиваются с тем, что ребенок не хочет или всячески оттягивает момент заучивания стихов. При этом в садике и школе регулярно задают выучить наизусть стихотворение или подготовить пересказ.

Стоит отметить, что с каждым годом перед ребенком будет стоять задача  запомнить всё больший и больший объем информации. Именно поэтому  будет лучше, если с самого младшего возраста вы научите ребенка правильно запоминать и воспроизводить выученный материал.

Легче всего начать тренировать память с заучивания стихов.  

В этой статье вы найдете общие рекомендации (они подойдут для мам малышей до 3 лет, а также, если вы еще не знаете, с чего и как лучше всего начать учить стихи с ребенком), а в продолжении мы подробно разберем 3 эффективных способа заучивания стихов (если Вы уже столкнулись с необходимостью выучить конкретное стихотворение).

6 советов родителям:

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: знакомьте ребенка со стихами как можно раньшеuchite-stihi-ranshe_mini

  • Если малышу от 0 до 6 месяцев. Рассказывайте стихи-потешки во время купания, умывания (водичка-водичка, умой мое личико…), массажа, воздушных ванн, игр.
  • Когда малышу исполнится полгода-год, можно знакомить его с детскими книжками, читать короткие стихи (Агния Барто, С.Маршак).  Во время игры, зарядки или на прогулке можно вспомнить подходящее стихотворение (например, играя в мяч, рассказать стихотворение «Мяч» С.Маршака).
  • Регулярное повторение – залог успеха. Чем больше вы будете рассказывать стихов в непринужденной обстановке, тем быстрее и легче их запомнит ребенок. Наверняка вы слышали, что некоторые дети уже в 2-3 года могут без труда выучить наизусть целую страницу текста. Это возможно, если ребенку интересно слушать, а мама регулярно повторяет один и тот же стих или рассказ (но при этом не забывает знакомить и с новыми).  Для малышей очень важно регулярное повторение. Многократное проговаривание стихотворения создает благоприятные условия для развития активной речи и памяти. Если  вам и надоело это стихотворение, а ребенку оно продолжает нравиться, можно разнообразить чтение стиха. Например, играть в “путаницу” (мама неправильно произносит некоторые слова из стихотворения, а ребенок исправляет), готовить и устраивать спектакли с привлечением игрушек, сопровождать рисованием, лепкой, строить домики, дороги и пр. для героев стихотворения, меняться ролями, подключать к чтению старших детей, бабушку, папу, чередовать с чтением других стихов (рассказов).
  • Учить стихи лучше в игре. Еще один важный момент: легче запоминаются стихи в непроизвольной деятельности, то есть когда ребенку не ставится задача его выучить. Например, вы можете прочитать подходящее стихотворение про кошку, когда увидите кошку на прогулке. Затем это же стихотворение, когда ребенок будет играть с игрушечным котиком, далее, показав в книжке картинку кота. В этом случае, стих выучится быстрее и легче, чем если вы скажите ребенку: “Давай учить стих про кота!” 

 

СОВЕТ ВТОРОЙ: подбирайте стихи, потешки и скороговорки по возрасту.sovet2_mama-s-dochkoi-3-let-uchit-stihi

  • Детям до 3-4 лет рассказывайте коротенькие стихи, стихи-потешки. И рекомендуем обязательно поддерживать их игрой и примерами (показывать картинки, предметы, разыгрывать их с помощью игрушек). Например, стихотворение “Идет бычок качается” вы можете показать с помощью игрушки бычка и импровизированной доски-подиума.
  •  Дети до 4-5 лет лучше запоминают короткие стихи (в 4 строки), где в основном присутствуют глаголы и существительные, где есть яркие понятные образы и динамичность действий.

Ребенок, осваивая стихотворение, мысленно рисует в голове картинки того, что происходит и описано в  стихе. Именно поэтому стихи Агнии Барто запоминаются  легче всего. Ведь в них речь идет о понятных и близких вещах: игрушках, играх, детской жизни.

Ребенку до 4 лет не ставьте задачу запомнить стих. Заучивание должно происходить за счет многократного чтения взрослым.

В этом возрасте уже можно знакомить ребенка со  скороговорками. Но нельзя использовать такие скороговорки, в которых есть звуки, которые ребенок произносит неправильно (иначе вы закрепите неверное произношение). 

 

Обратите внимание, что скороговорки используются ТОЛЬКО для закрепления в речи уже поставленных звуков и помогают улучшить дикцию ребенка/

 

  • К 5-6 годам дети уже хорошо запоминают и воспроизводят более длинные и  сложные по содержанию стихи (Е.Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться», С. Маршак «Мяч»). При этом запоминание будет более успешным и легким, если ребенок понимает смысл всех слов и саму ситуацию в стихотворении.
  • Ближе к 7 годам дошкольника можно знакомить с  А.С.Пушкиным, баснями Крылова, стихотворениями С.Есенина, И. Сурикова. Как и в более раннем возрасте, при заучивании есть смысл обсуждать смысл стихотворения, создавать поэтическое настроение и просить ребенка представить картины природы и ситуации, описанные в произведении.

СОВЕТ ТРЕТИЙ: учите выразительному воспроизведению стихов.sovet3_mini

Раньше бытовало мнение, что сначала нужно выучить стих (зазубрить), а потом только тренировать его выразительное прочтение. Рекомендуем вам с ребенком сразу же учить стихи с учетом логических ударений, пауз и артистических интонаций.

 

Вместе с ребенком решите, какие фразы лучше произносить громко, какие потише, где лучше ускорить темп речи, а где замедлить.  «Артистичное» заучивание стихотворений и дается  лучше, и экономит время.

 

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: тренируйте заучивание стихов постоянно.sovet4_mini

Если вы будете с ребенком постоянно разучивать стихи, то , когда понадобится выучить четверостишие для утренника в садике или для школьного урока,  заучивание пройдет легко и быстро.

Здесь нужно помнить о двух моментах: непринужденность и мотивация. Надо создать среду, в которой декламирование и заучивание стихов будет естественно вплетено в обычную бытовую деятельность.

Например, можно перед сном читать стихи по ролям, а потом вместе пробовать их рассказать по памяти.

Или играть по стихотворению. Например, используем «Наша Таня громко плачет…». Читаем первую строчку («Наша Таня громко плачет»), берем куколку и изображаем, как будто она плачет. Далее («Уронила в речку мячик»), кидаем мячик в тазик с водой …

Можно предложить на определенный праздник, показать папе или бабушке театр или представление по стихам. Если ребенку эта идея понравится, то он будет замотивирован и выучит нужные стихотворения.

 

СОВЕТ ПЯТЫЙ: учите стихи заранее.sovet5_mini

 

Если ребенку задали выучить стихотворение на утренник или для школы, не откладывайте этого на последний момент. Для того, чтобы стихотворение основательно закрепилось в памяти ребенка, необходимо минимум 8-10 повторений на протяжении 2 дней.

 

Выучите с ребенком стихотворение вечером, повторите на следующее утро и вечер. Если до дня «Х» приличное количество дней, каждый день просите ребенка повторять стихотворение.

 

СОВЕТ ШЕСТОЙ: учитывайте характер ребенка.sovet6_mini

При выборе самого стихотворения ориентируйтесь и на характер ребенка.

Молчаливому ребенку можно предложить выучить песни, потешки с мелодичным спокойным ритмом. Например, “ладушки-ладушки”.   Непоседам будут интересны динамичные стихи с четким ритмом и понятным сюжетом. Например, активным ребятам подойдет стих “Барабан”, “Уронили мишку на пол” (А.Барто).


Индивидуальные особенности, в частности, как лучше ребенок воспринимает информацию, нужно учитывать и при выборе методики заучивания стихов. О конкретных способах заучивания стихов с детьми читайте в продолжении…

Речь ребенка

Проект о развитии речи детей от 0 до 7 лет, эффективные речевые игры, тематические недели, советы логопеда

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика