Как определить левша или правша мой ребенок?

Левша или правша ребенок

Вы замечаете, что ребенок все чаще берет ложку или карандаш левой рукой, или уже совершенно точно выбрал левую руку в качестве основной. Возможно, вы даже заметили, что по некоторым пунктам (например, мышление, речь, память), ребенок отличается от сверстников.

«Мой ребенок-левша! – думаете вы – И что мне делать? Как развивать? Стоит ли переучивать?»  Вопросов у мам много, особенно, если это первый левша в семье. Давайте разберемся по порядку и ответим на эти вопросы.

Немного теории… 

За логику, математические способности, речь, чтение, письмо, движения, а также за работу правого глаза и правой руки отвечает левое полушарие. Также левое полушарие обеспечивает грамматически верную речь и способность описать предмет по свойствам. Благодаря левому полушарию мы анализируем информацию и делаем выводы.

За образное мышление, восприятие музыки, чувства, а также за работу левого глаза и левой руки отвечает правое полушарие. Правое полушарие создает ассоциации и чувственную память о предмете. Благодаря правому полушарию мы мечтаем, фантазируем, сочиняем стихи, прозу, создаем произведения искусства.

levoe-i-pravoe-polushariya-mozga1

У каждого из нас работа одного из полушарий преобладает. Причем, у леворуких людей не всегда преобладает правое полушарие. Ребенок может выбрать левую руку в качестве основной, например, из-за травмы руки в детстве или из-за желания подражать старшему брату. Об этом мы тоже поговорим в этой статье.

Как определить ведущее полушарие? Доминирующее полушарие определяют по нескольким показателям: ведущая рука, нога, глаз и ухо.

 

Как определить: правша или левша?

Проведите несколько простых тестов:

Диагностика ведущей руки

  1. Сомкнуть руки в замок с переплетением пальцев. Палец ведущий руки окажется сверху.
  2. Порезать бумагу ножницами.
  3. Намотать нитку на катушку. Наматывать нитку будет ведущая рука.
  4. Сложить мелкие детали в коробку.
  5. Закрыть-открыть застежку молнию.
  6. Поймать одной рукой мяч.

 

Все действия делаются  легче ведущей рукой.

 

Диагностика ведущей ноги

  1. Встать со стула, сделать шаг вперед/назад – ведущая нога выполнит движение первой.
  2. Прыгнуть в длину – ведущая нога будет толчковой.
  3. Прыгать на скакалке – ведущая нога поднимается первой.
  4. Закинуть ногу на ногу – «главная» нога будет сверху.

 

Диагностика ведущего глаза

  1. Посмотреть в калейдоскоп одним глазом. Дети и взрослые всегда в этом случае выбирают ведущий глаз.
  1. Попросите ребенка вытянуть карандаш в руке и смотреть на его кончик обоими глазами. Затем по очереди закрыть правый и левый глаз. При закрытии какого глаза «мишень» смещается сильнее? Этот глаз – ведущий.

 

Диагностика ведущего уха

  1. Дайте ребенку часы и попросите послушать, как они тикают. Ребенок поднесет часы к ведущему уху.
  2. Скажите, что сейчас расскажете ребенку секрет «на ушко». Ребенок подставит ведущее ухо. Не забудьте, действительно, рассказать какой-нибудь секрет J

 

 

Примечание: Выберете и проведите по 2 любых задания для диагностики каждого показателя (2 упражнения – для определения ведущей руки, 2 –для ведущей ноги, 2 – для уха, 2 – для глаза). Запишите результаты теста.

 

Если оба упражнения показывают, например, что движения легче делать левой рукой, то считаем, что ведущая рука – левая. Если одно упражнение ребенок делает правой рукой, другое левой, то считаем, что одинаково владеет обеими руками.

 

Для удобства можете записать следующим образом:

Алексей, 4 года:  Рука – Л (левая)

Нога – Л (левая)

Ухо – П (правое)

Глаз – одинаково

 

 

Оцениваем результаты теста:

 

– Если 4 или 3 показателя (ведущие рука, нога, ухо, глаз) – левые, значит, перед нами 100% левша (или ребенок с преобладанием правого полушария)

 

– Если у каждого параметра абсолютно одинаковые значения (то есть обе руки, ноги, уха, глаза –ведущие, ребенок хорошо владеет ими в одинаковой степени) – перед нами амбидекстр (человек, который способен включать и использовать левое и правое полушарие одновременно). Считается, что Леонардо да Винчи был амбидекстром.

 

– Если получились смешанные показатели (два левых и два правых) – обратите внимание на ведущую руку, она подскажет, какое полушарие преобладает. В случае с Алексеем из нашего примера выше, можно сказать, что у него преобладает правое полушарие, хотя левое тоже хорошо развито.

 

– Если 3 или 4 показателя – правые, перед нами правша.

 

 

С какого возраста определяется ведущее полушарие?

 

Удивительно, но преобладание одного из полушарий начинается уже в утробе матери. Ученые проводили УЗИ-съемки плода во время беременности. Было замечено, что если ребенок тянет в рот левую руку, то родится левша. То есть мозг выбирает доминирующее полушарие примерно на 3-4 месяце внутриутробного развития, впоследствии с возрастом преобладание может закрепиться или измениться. Окончательно правое полушарие формируется к 5 годам, а левое – ближе в 8-12 лет.

 

Соответственно, первые выводы о ведущем полушарии можно сделать, когда ребенку исполнится 5 лет, а окончательные – ближе к 12.

 

Надо сказать, что леворукость бывает обусловлена не только генетически. Существуют несколько видов левшей.

vidi-levshei3

  1. Генетические – это люди, у которых леворукость (правополушарность) заложена и наследуется генетически. По статистике таких левшей около 10% в любой стране, причем их количество не меняется из года в год. Генетические левши могут писать красиво и аккуратно и иметь совершенную координацию движения. Переучивать таких левшей категорически нельзя!

С рождения их мозг устроен по-другому, и если навязывать им чуждый тип деятельности (просить писать и кушать правой рукой), ребенок будет чувствовать себя неуверенно и неполноценно. Впоследствии могут появиться проблемы с учебой, невротические и депрессивные состояния.

  1. Компенсаторные – левши, у которых правое полушарие взяло на себя основную роль, потому что левое полушарие было повреждено во время беременности или родов. Таких левшей почти половина от общего количества левшей на Земле и их число постоянно растет.

 

Если беременность и роды протекали тяжело, или беременность была многоплодной, есть вероятность, что правое полушарие было травмировано  ( в результате гипоксии, интоксикации или удара-толчка от двойняшки). Компенсаторных левшей тоже нельзя переучивать! Мозг ребенка нашел выход и перестроил работу организма. Переучивая, мы хотим заставить нормально функционировать поврежденную часть мозга, идем против природы.

 

У левшей, которым насильно навязывали праворукость, часто встречаются заикание, головные боли, энурез, вспыльчивость, тики, апатия и другие проявления невроза.

 

  1. Вынужденные левши. Если ребенок в раннем детстве повредил правую руку (перелом, вывих, ожог), он начинает ее беречь и все делать левой рукой. В результате левая рука становится более тренированной. Как правило, у таких левшей плохой почерк, ведь ведущее полушарие у него так левым и осталось. Вынужденные левши встречаются и среди детей с ДЦП.

 

Стоит ли переучивать таких левшей? Если ребенок уже учится в школе и пишет более-менее нормально, то, наверное, не стоит. Переучивание будет для него стрессом.

 

Если ребенок – дошкольник, и вы точно знаете, что он стал левшой вынужденно, можно ненавязчиво предлагать «поработать» правой руке. А так же проводить игры-упражнения на развития обеих рук (эти упражнения мы рекомендуем проводить всем детям и взрослым, не зависимо от ведущей руки).

 

  1. Подражательные левши. Ребенок может начать копировать леворуких людей, если, например, авторитетный для него человек – левша, или все его родственники – левши. В таком случае, лучше вместе с психологом провести диагностику ведущего полушария. И если ребенок от рождения праворукий, объяснить, что не у всех ведущая рука левая, и он имеет полное право быть «другим».

 

Надо сказать, что насильно навязывать ведущую руку ребенку вообще нельзя. Многие родители наслышаны, что у левшей есть свои особенности развития, что-то дается малышам-левшам гораздо хуже и сложнее, чем правшам. Но меняя ведущую руку, мы не можем поменять ведущее полушарие. Поэтому родителям левшей нужно создать все условия для того, чтобы ребенок-левша мог максимально раскрывать свои способности и при этом адаптировать его к жизни в «праворуком мире».

 

Вообще, для гармоничного развития ученые рекомендуют тренировать оба полушария и взрослым, и детям. Простейшее упражнение для этого: одновременно рисовать, писать буквы и правой, и левой рукой. Сначала в одном направлении, затем зеркально. До 3-4 лет большинство детей одинаково хорошо пользуются обеими руками, и это нужно всячески поощрять.

 

У левшей есть свой «профессиональный» праздник13 августа. День, который призван привлечь внимание общественности к проблемам левшей. Ведь большинство вещей создано для удобства правшей, начиная от компьютерной мышки заканчивая сложным производственным оборудованием. Мы (правши) даже не осознаем, что во многом наш мир не удобен для леворуких.

 

В то время, как левши вносят большой вклад в развитие общества. Среди левшей значатся такие, видные деятели, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, писатели Пушкин, Толстой, Марк Твен, Льюис Кэрролл, учёные Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мария и Пьер Кюри, спортсмены Мария Шарапова, Марадона, Пеле и другие.

 

Об особенностях развития и обучения левшей читайте в следующей статье.

 

Речь ребенка

Проект о развитии речи детей от 0 до 7 лет, эффективные речевые игры, тематические недели, советы логопеда

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика