
Театр! Нет на свете искусства, более понятного и родного для ребенка. Ведь театральное представление — это сплошная игра, а пространство игры для ребенка намного роднее и понятнее, чем сложный и серьезный мир взрослых. Поэтому малыши всех возрастов с удовольствием включаются в домашние представления! А родителям того и надо: ведь игра в театр — это и замечательное комплексное развивающее занятие, и повод весело провести время всей семьей.
История возникновения театра
Когда появляется на свет театр? Кажется, театрализованные действа являются неотъемлемой частью культуры человечества с самого ее зарождения: в какую бы древность мы ни заглянули, в ней найдутся элементы перевоплощения, игры. Охотничьи обряды «пещерной» древности, ритуальные танцы, шаманские камлания, пышные празднества в Древнем Египте и Месопотамии, греческие вакханалии, римские торжества, средневековые религиозные мистерии — везде присутствует доля перевоплощения, театральной игры.
Первоначально все театрализованные зрелища носили сакральный смысл, но уже в Древней Греции возникает и достигает невиданных высот и светский театр, целью которого было поучение и воспитание граждан. Греческая традиция была продолжена и в Древнем Риме — правда, акцент сместился с воспитания на увеселение, развлечение публики.
В Средние века (как в Европе, так и в России) продолжают развиваться две ветви театрального искусства — религиозная и светская, однако светский театр, осуждаемый Церковью, уходит глубоко «в народ». Появляются бродячие театральные труппы, которые по праздникам развлекали народ примитивными фарсами, часто — с острым социальным подтекстом: высмеивались богачи, правители, духовные лица и т. д. В русских землях таких лицедеев называли скоморохами, а любимым героем был Петрушка — простой парень «из народа», который в коротких сценках высмеивал и наказывал самых разных высокопоставленных «обидчиков».
Театр приходит домой
Домашний же театр появляется в России только в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Царь, жаждавший новых увеселений, создал в своей резиденции театр по образцу европейских, где драматическое искусство развивалось не в пример быстрее нашего. Первый же спектакль в новом театре имел огромный успех — несмотря на то, что шел он целых 10 часов, зрители досмотрели представление до конца и остались очень довольны.
Новая царская забава быстро стала популярной среди знати: многие бояре устраивают у себя крепостные театры, формируя труппы из талантливых крестьян. Впрочем, сами владельцы далеко не сразу стали участвовать в представлениях — поначалу лицедейство полагалось занятием, не подходящим для знатного человека. Однако понемногу и сами дворяне включаются в игру: сначала появляются балы-маскарады, потом — семейные спектакли на религиозные (Рождество, Пасха) или светские темы. Сценарии для домашнего театра писал, например, Лев Толстой — причем в его сценках роли царские и боярские отдавались крестьянам, а простой люд играла барская семья. К концу XIX века домашние театрализованные сценки стали привычным способом проведения досуга для образованных дворянских семей.
Почему же домашний театр приобрел такую популярность в дворянской среде? Они разглядели в нем то, что увидели раньше древние греки: большие возможности для воспитания души и ума, для нравственного роста, культурного развития. Ведь театр и взрослых, и детей приобщает к огромному миру литературы и музыки, развивает тонкий вкус, художественное мышление, умение сопереживать, уверенность в себе — те качества, без которых невозможно представить себе психологически здорового и культурного человека.
Каким бывает домашний театр?
С тех пор прошло много лет. Домашний театр пережил трудные времена забвения, а затем возродился, словно феникс — в самых различных формах. Сегодня многие семьи устраивают дома игровые или кукольные представления. И если с традиционным театром все понятно: нужно набрать актеров, сшить костюмы (или по-другому условно обозначить роли), отрепетировать и сыграть представление — то многообразие домашних кукольных театров требует отдельного рассмотрения.
Театральные куклы бывают разными. В профессиональном театре кукол чаще всего можно встретить куклу-марионетку и подвижную тростевую куклу, но для домашнего использования они мало пригодны — управлять такими куклами сложно, да и сделать их непросто. В домашних представлениях участвуют, чаще всего, куклы попроще:
- неподвижная тростевая кукла — кукла (или даже обыкновенная мягкая игрушка), закрепленная на трости так, чтобы ее можно было выводить из-за ширмы;
- кукла-перчатка;
- би-ба-бо — примитивная куколка с головой, которая надевается на палец, и свободно висящим платьицем (такую куклу очень просто сделать из любого платочка);
- кукла для театра теней — искусно вырезанная плоская фигурка на тонкой тросточке.
Подробнее о видах и способах изготовления всех этих кукол можно почитать в книге «Пальчиковый театр».
Каждый из типов кукол подходит для постановки разных спектаклей. Например, куклы-перчатки прекрасно подходят для импровизационных спектаклей, «обыгрывающих» сценки из жизни семьи, с помощью простых тростевых кукол можно сыграть рождественское представление, а театр теней замечательно подходит для постановки таинственных и немного страшных историй. Впрочем, все зависит только от фантазии актеров и режиссеров. Ведь самое главное в домашнем театре — это свободное творчество и доброе, дружеское общение всех членов семьи. Играйте в театр почаще, это отличный повод собраться вместе!
Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи
Анна, спасибо! Следите за обновлениями на сайте, будут еще интересные статьи о домашнем театре
Алена, спасибо за интересную подборку материалов о театре.
Алена, спасибо Вам большое за цикл статей о театре! я его большой поклонник! С удовольствием жду продолжения;)