Читаем вместе: сказка «Под грибом» Владимира Сутеева

Сутеев сказка Под грибом

В предыдущей статье мы рассказывали, какие сказки В.Сутеева стоит почитать самым маленьким читателям. Сегодня вместе прочитаем сказку «Под грибом». Это одна из самых узнаваемых, классических сказок Владимира Сутеева, которую включают практически во все сборники. Главная ее особенность — помимо дидактического, воспитательного сюжета (который подчеркивает важность доброты и взаимопомощи, призывает ребенка к сочувствию — очень характерные для Сутеева мотивы) в ней есть открытый финал, стимулирующий мышление ребенка, привлекающий его внимание. «Под грибом» – это сказка-загадка, над которой малыш может долго размышлять. Главная задача мамы в этой ситуации — помочь ему решить эту загадку, но так, чтобы это была именно его собственная победа.

Как этого достичь? В первую очередь, не стоит самостоятельно озвучивать ответ на загадку. Кроме того, не ждите, что малыш непременно ответит на вопрос после первого прочтения: это только взрослому очевидно, что гриб вырос, для ребенка такой вывод — почти доказательство теоремы Ферма. Позвольте малышу сделать это открытие самому.

Ускорить процесс можно, обратив внимание малыша на иллюстрации. Сказка «Под грибом», как большинство сутеевских сказок для малышей, богато иллюстрирована — своя картинка сопровождает появление каждого из персонажей. И рост гриба на картинках, конечно, тоже заметен — нужно просто увидеть его. Пусть ребенок для этого внимательно рассмотрит иллюстрации, подметит все детали. При первом прочтении просто познакомьтесь с героями, дайте малышу время насладиться красивыми картинками. В дальнейшем можно акцентировать внимание ребенка с помощью подобных вопросов:

– Какого цвета у грибка шляпка?

– Где спрятался зайчик?

– А можешь найти упавший листик?

– Какого цвета лисичка (лягушонок, зайчик, воробушек)?

Такие вопросы не только помогут маленькому читателю лучше понять и запомнить сюжет сказки: размышляя над ними, ребенок будет внимательно вглядываться в изображение, подмечать все более мелкие детали. Важно помнить: малыш может активно заниматься всего несколько минут, прежде чем почувствует усталость. Поэтому не задавайте все вопросы сразу. Лучше уделить внимание одной теме, обсудив ее подробно:

– Покажи, где гриб? Да, вот он!

– А что есть у грибочка? Вот ножка, вот шляпка.

– А какого цвета шляпка? Красная шляпка.

– А какого цвета еще бывают шляпки у грибов?

– А как называется гриб, у которого шляпка красная с белыми точками? Это мухомор, несъедобный, ядовитый гриб. Его нельзя кушать, если съесть такой гриб — животик будет сильно болеть.

– Покажи муравьишку. Какой муравьишка? Он мааааленький!

– А вот воробушек. Кто больше, муравей или воробушек?

– А вот прискакал зайчик. Где зайчик, покажи? Как ты думаешь, зайчик больше воробушка?

– А вот лиса. Зайчик больше лисы? Нет, меньше. Лиса самая большая! А кто самый маленький?

– Кто первый увидел гриб и захотел спрятаться?

– А почему он спрятался?

– А от кого прячется зайчик?

– Покажи, где зайка? Хорошо зайка спрятался? Да, лисичка его не нашла!

Такую мини-беседу нужно проводить с оглядкой на возраст ребенка. Если малыш пока не говорит, можно попросить его показать пальчиком грибок, лисичку и т. д. Если ребенок затрудняется с ответом на вопрос (цвета, больше-меньше и т. д.), отвечайте сами — но только после паузы, дав ему время на размышления. Важные моменты (названия зверей, отношения больше-меньше, цвета и т. д.) подчеркивайте интонацией, жестами. Время от времени обращайте внимание ребенка на размер гриба на разных картинках:

– Посмотри, где грибок? Какой грибок? Маааленький, почти как муравьишка! А здесь? Большоооой, как зайка!

Такие беседы помогут малышу догадаться: гриб подрос, пока шел дождик. И это будет настоящей победой!

Для детей постарше следует предлагать более серьезные, сложные вопросы: акцентировать внимание на мелких деталях иллюстраций, обсуждать виды грибов, тренировать счет. Беседа может выглядеть примерно так:

– Посмотри, на картинке грибок, дерево. Знаешь, как называется этот гриб? Это подосиновик. Он съедобный?

– А какие еще съедобные грибы ты знаешь?

– Помнишь, мы ходили летом в лес за грибами?

– Какие грибы мы нашли? Белые грибы, подберезовики, лисички…

– Посмотри на картинку (последнюю). Сколько на ней зверюшек? Что они делают? Кто нарисован над грибом/на грибе/рядом с грибом?

Полезно также предложить ребенку самостоятельно пересказать сказку — сначала по картинкам, потом — не подглядывая в книжку. Обсудите вместе отдельные моменты сказки, акцентируя внимание на доброте героев, их готовности помогать друг другу, делиться местом под грибом. Такие беседы научат ребенка выражать свое мнение, пересказывать истории своими словами, покажут ему пример доброты. Но главное — вы с ребенком сможете провести время вместе, научиться разговаривать друг с другом.

Если вам интересно знакомиться с жизнью и творчеством детских писателей, читать вместе их лучшие произведения, обсуждать сюжеты и делиться впечатлениями от прочитанного, подпишитесь на рассылку рубрики “Месяц с любимым писателем”. Введите имя и e-mail в форму ниже


Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика