Читаем вместе сказку Чуковского «Доктор Айболит»

Читаем вместе Айболит

Без сомнения, история доброго доктора Айболита — самая известная сказка Корнея Ивановича Чуковского, и одна из самых полезных. Эта сказка воспитывает в маленьких читателях доброту и сострадание, учит не бояться докторов, показывает пример самоотверженного служения своему делу — на том уровне, который понятен ребенку. Активно читать эту сказку можно с детьми всех возрастов — от младенчества до самой школы, в зависимости от возраста изменяя сложность занятий и вопросов по сказке.

Перечитайте с ребенком или послушайте сказку «Доктор Айболит».

Теперь можно переходить к играм.

Играем в доктора Айболита

igraem-v-doktora-aibolitaМалышам двух-трех лет очень нравится разыгрывать «Айболита» по ролям. Для такого занятия (в котором сочетаются элементы ролевой «игры в доктора» и театрального представления) отлично подходят первые две главы сказки. Особенно полезна такая игра будет тем малышам, которые побаиваются докторов — примерив на себя эту роль, они будут чувствовать себя увереннее на приеме.

Перед началом игры подготовьте «реквизит» — игрушечную лисичку, собачку, большого и маленького зайку и других четвероногих пациентов, врачебные инструменты, пузырьки с «лекарствами».

Можно создать и декорации — дерево, под которым сидит добрый доктор, можно сделать из торшера и зеленой ткани (шали, шарфика, юбки).

Когда все готово, позовите вашего «доктора» — пусть приглашает пациентов:

— Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица!

Дальше, следуя ходу сказки, приводите к ребенку зверушек. Пусть он каждого осмотрит и послушает, пожалеет и полечит: забинтует укушенные или поклеванные места, «пришьет» ножки зайчику (можно просто сымитировать шитье движениями или дать малышу большую игрушечную иголку), даст лекарства другим животным (можно придумать жалобы больных самостоятельно или взять их из седьмой главы сказки).Больных можно разложить по кроваткам, покормить, измерить температуру, угостить конфетками в качестве утешения и т. д.

Играйте до тех пор, пока малыш увлечен, но, если почувствуете, что интерес снижается, лучше прервать игру и отложить на другой день. Не допускайте переутомления ребенка.

Пересказ и обсуждение

obsujdaem-skazku-aibolitТакое занятие подходит для ребят постарше — от трех до пяти лет. Приступать к пересказу и обсуждению сказки лучше после нескольких прочтений, когда ее сюжет и герои уже хорошо знакомы ребенку. ПОМНИТЕ: стихотворные сказки легко запоминаются, но пересказу поддаются хуже прозаических, поэтому на первых порах ребенку понадобится значительная помощь.

 

Для занятия возьмите книгу, устройтесь с ребенком поудобнее, неторопливо полистайте странички, задайте вопросы по иллюстрациям:

Для самых маленьких:

  • Смотри, кто это под деревом сидит? — Точно, Айболит.
  • А кто он такой? — Он добрый доктор!
  • Кого он лечит? Он лечит разных зверюшек.
  • Посмотри, кто к нему пришел? Собачка (лисичка, зайка).
  • А что у нее болит? — (нос, ножки и т. д.).

Для ребят постарше:

  • Посмотри-ка, доктор Айболит! Много у него пациентов?
  • Давай перечислим: собачка, лисичка, жучок, червячок, корова… (перечислять по иллюстрации).
  • Сможешь посчитать, сколько их?
  • Кто из пациентов Айболита — дикие животные? Домашние? Насекомые?
  • Как ты думаешь, на самом деле бывают врачи, которые лечат животных? — Конечно, бывают! Такой врач называется ветеринар.

Такую беседу можно выделить в отдельное занятие. Если же читатель не устал и готов беседовать дальше, плавно приведите разговор к следующей теме:

— А давай вместе вспомним, о чем говорится в сказке?

При этом совершенно необязательно следовать тому порядку событий, который мы видим у Чуковского. Можно построить разговор с ребенком примерно так:

  • Помнишь, к Айболиту прискакал шакал? — Да, вот он! (можно рассказать ребенку об этом животном подробнее. Распечатайте небольшую заметку о шакалах
  • Что он привез доктору? — Телеграмму — это такое очень срочное письмо.
  • А о чем говорится в этом письме? — В нем говорится, что в Африке заболели малыши-зверята, и они очень-очень ждут доктора Айболита, который их вылечит!

(прочитать главу 7)

  • Очень жалко малышей, правда? Очень сильно они заболели!
  • А как ты думаешь, Айболиту их жалко? — Конечно, он же добрый доктор!
  • И что же он делает? Конечно, он сразу отправляется в путь, к больным зверятам.

(прочитать первое четверостишие 4 главы)

— А как ты думаешь, почему Айболит повторяет: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо»? И почему он так быстро бежит? Наверное, он очень переживает за больных зверят! Очень хочется доктору поскорее до них добраться и вылечить, чтобы они снова могли веселиться и играть! Вот только Африка-то далеко! Идти туда долго и трудно!

(дочитать 4, 5 и 6 главу)

  • Как ты думаешь, почему все — даже злые волки! — Айболиту помогают?-  Потому что он добрый, и потому что он торопится к больным зверятам. И волки, и орлы, и кит понимают: если их детишки заболеют, Айболит так же будет спешить и к ним.
  • А как ты думаешь, если бы Айболит был вредным, или ленивым? Если бы он лечил не всех зверей, а только тех, кого ему хочется? Ему бы стали помогать? — Наверное, нет…
  • А чем же история закончилась? — Айболит, наконец, добрался до больных зверят? Конечно, добрался! И всех вылечил! И все очень-очень обрадовались!

(прочитать 9 главу)

По мере того, как ребенок будет осваиваться с пересказом и рассуждениями, можно сокращать количество вопросов, делать их более сложными, проблемными:

  • Как думаешь, почему зайчик попал под трамвай?
  • Почему Айболит не ест, не пьет и не спит?
  • Как ты думаешь, это нужное дело — лечить зверей?
  • Как ты думаешь, Айболит лечил зверей только шоколадками, или ему тоже приходилось давать горькие лекарства, делать уколы?

Такие «проблемные» вопросы помогут ребенку перенести опыт, полученный из сказочной истории, в реальную жизнь и сделать выводы — может быть, очень важные.

Познание и творчество

risuem-illustracii-k-skazke-aibolitДля детей старше 5 лет в «Айболите» интереснее всего будут подробности — географические названия, болезни и т. п.

Чтобы удовлетворить этот познавательный интерес, рассмотрите вместе с ним иллюстрированный детский атлас — пусть своими глазами увидит пустыню Сахара, гору Килиманджаро, таинственную реку Лимпопо. Разберитесь, где (в каких климатических зонах) на самом деле живут слоны и носороги, бегемоты и страусы.

Такие занятия помогут сформироваться у ребенка важной привычке — встретив незнакомую информацию, обращаться к справочной литературе, досконально разбираться в каждой теме.

Можно коротко рассказать пытливому читателю и о болезнях, которые перечисляет Чуковский — но тут, конечно, лучше обойтись без реалистичных изображений и лишних подробностей.

Детям также можно предложить творчески интерпретировать любимую сказку. Пусть ребенок, например, нарисует к ней иллюстрации — Айболита, который лечит несчастных зверят или карабкается по горам, таинственную Африку, веселый танец вылеченных животных.

В процессе творчества ребенок сможет вновь пережить все волнующие моменты сказки, выразить свое отношение и стать, в некотором роде, соавтором Чуковского. Можно предлагать ребенку такое задание и не один раз — интересно может быть собрать такие иллюстрации, нарисованные в разном возрасте, и сравнить, подмечая сходства и различия. По таким рисункам можно наблюдать развитие ребенка, эволюцию его восприятия, интересов.

Вы можете придумать и собственные интересные игры и занятия по сказке «Айболит». Я очень буду рада, если вы поделитесь своими идеями! Читайте вместе с нами и развивайтесь, играя!

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи. 

2 комментариев к записи Читаем вместе сказку Чуковского «Доктор Айболит»

  • Валентина  пишет:

    Благодарю вас,за интересную статью.

    • Алена Волкова  пишет:

      Валентина, спасибо вам. Рада, что понравилось.

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика