Читаем вместе: сказка Сутеева “Петя и Красная шапочка”

Сутеев-Петя и Красная шапочка книга

Сказка Владимира Сутеева «Петя и Красная шапочка» – это интересная, забавная и поучительная история о мальчике, который нежданно-негаданно попадает в любимую сказку. Эта история, да еще сказка «Мы ищем Кляксу» – книжки, подходящие для чтения в период перехода от категории 3-5 лет к категории сказок для детей от 5 до 7 лет: они имеют увлекательный приключенческий сюжет, но не слишком сложны для восприятия, а герои детям хорошо знакомы.

Главная идея сказки «Петя и Красная шапочка» – изменение сюжета знакомой всем истории Перро.  Вместе с главным героем — мальчиком Петей — ребенок погружается в мир знакомой сказки, которая на глазах начинает изменяться! Решительные действия Пети и благополучный конец истории наводят ребенка на важную мысль: любую ситуацию можно разрешить без потерь, важно только все продумать и правильно рассчитать. Такой подход формирует у него активную жизненную позицию и стремление заранее продумывать свои действия.

Как правильно читать сказку “Петя и Красная шапочка” вместе с ребенком.

Читать сказку в первый раз лучше вместе, даже если ребенок уже умеет читать самостоятельно. Важно понимать, что для современных детей многие моменты в сказке могут быть не совсем понятны. Например, мультфильмы давно превратились из роскоши и редкого удовольствия в совершенно обыденный, ритуальный момент жизни ребенка, поэтому детям может быть непонятна радость Пети. Во время первого прочтения сказки можно уделить время объяснению таких моментов: рассказать, что раньше, когда была написана эта сказка, компьютеров еще не было, а телевизоры стояли только в некоторых домах, а мультфильмы дети могли посмотреть только в кинотеатре, очень редко. Каждый показ мультфильмов был для ребят большим праздником – поэтому Петя так обрадовался, когда увидел объявление! А что такое «летний кинотеатр» и как в него можно попасть через забор? Как мальчик оказался за экраном?

Не жалейте времени на объяснение таких моментов – они не только позволят ребенку лучше понять сказку, но и познакомят его с прошлым собственной страны. Если эта тема ребенка заинтересовала – почитайте вместе другие рассказы о той эпохе (Зощенко, Драгунского, Носова и т.д.), попросите бабушек и дедушек рассказать несколько семейных историй, устройте небольшой вечер воспоминаний. Именно из таких вечеров вырастает настоящая, глубокая любовь к Родине, интерес к ее истории и судьбе.

Если ребенок уже читает сам, можно устроить чтение сказки по ролям вслух: пусть ваш сын или дочь самостоятельно прочитает реплики Пети, громко и четко, с выражением и нужными интонациями. Такое чтение — хорошее упражнение для подготовки к школе: в классе ребенку обязательно придется выразительно читать вслух.

Обсуждаем сказку.

После прочтения сказки желательно ее обсудить: в 6-7 лет можно сделать это уже после первого прочтения, с детьми помладше лучше предварительно прочитать сказку несколько раз. Важно помнить, что ваш ребенок уже большой, и обсуждение по схеме «вопрос-ответ» может показаться ему скучным — скорее оно должно напоминать взрослую дискуссию, когда каждый высказывает и аргументирует свое мнение, слушает других, возражает им или поддерживает. Тем для обсуждения сказка предлагает довольно много:

– Что бы ты сделал на месте Пети? Как бы действовал, чтобы спасти бабушку?

– Правильно ли сделали охотники, что пощадили Волка? Что можно сделать, чтобы Волк больше не мог никого съесть?

– Почему Пете все напоминали про вежливость? Почему вообще нужно быть вежливым?

За один раз ребенку стоит предлагать только одну такую большую тему, но обсуждать ее подробно и обстоятельно, можно даже всей семьей. Важно позволить ребенку как следует поразмыслить над вопросом, выразить свое мнение и обосновать его. Если ребенок не готов к такой беседе — отложите ее на время, вернитесь позже, дав ему время на размышления.

Тренируем пересказ.

Не забывайте также о тренировке навыка пересказа. При этом не обязательно придерживаться формата занятия — можно попросить пересказать сказку младшей сестренке, бабушке, ребятам в группе детского сада. Хорошо, если пересказ будет выразительным, немного театрализованным — можете потренироваться вместе с ребенком говорить за волка низким, рычащим голосом, за Красную шапочку — тоненьким и нежным, а Петины слова произносить громко и задорно.

Впрочем, ограничиваться приведенными занятиями не стоит. Фантазируйте, придумывайте свои способы интересно обыграть сказки, но главное — читайте вместе и много говорите о прочитанном. Любовь к чтению начинается именно с этого.

Мы же позаботимся о том, чтобы у вас под рукой всегда была интересная книга. Сегодня мы прощаемся с Сутеевым — а впереди у нас целый месяц со всем известным, всеми любимым Корнеем Ивановичем Чуковским! Вам интересно, каким был жизненный путь этого замечательного писателя? Хотите узнать больше о его произведениях и прочитать их вместе? Тогда оставайтесь с нами! Обещаю — будет интересно!

А еще нам очень интересно, какие книжки любят и читают ваши малыши, и о каких писателях вы хотели бы прочитать в этой рубрике. Расскажите о них в комментариях — и мы обязательно посвятим вашему любимому писателю один из следующих месяцев.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

2 комментариев к записи Читаем вместе: сказка Сутеева “Петя и Красная шапочка”

  • Ирина  пишет:

    Здравствуйте, Алена! Спасибо большое за то, что создали такую замечательную рубрику. Благодаря вашим материалам, я стала уделять больше времени обсуждению о прочитанном. Конечно, мы и раньше после прочтения сказок обсуждали их. Но мои вопросы были более скудными. А сейчас я стараюсь вызвать дочку на более серьезное обсуждение (нам 3 г. 5 м.). И вижу, что она стала задумываться о поведении героев, стала задавать больше осмысленных вопросов. В дальнейшем в этой рубрике мне хотелось бы прочитать о Н. Н. Носове. Моей дочке очень нравятся его рассказы. Например, “Затейники”, “Огурцы”, “Находчивость”, “Милиционер” и другие. Сейчас мы заканчиваем читать книгу про Незнайку, как он побывал в Зеленом городе. Дочке очень нравятся эти истории, она готова по полдня их слушать.

    • Алена Волкова  пишет:

      Ирина, спасибо огромное за обратную связь!
      Очень рада, что новая рубрика для Вас стала полезной, и она помогает совершенствовать связную речь Вашей дочки и обогащает ваше совместное времяпрепровождение и общение! Это очень ценно!
      Благодарю за высказанные пожелания для дальнейших статей в рубрике “Месяц с любимым писателем”! Ваше мнение обязательно будет учтено.

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика