Читаем вместе: сказка Сутеева “Палочка-выручалочка”

Сказка палочка-выручалочка читаем вместе

Сказку Владимира Сутеева “Палочка-выручалочка” можно назвать переходной между категорией «для самых маленьких» и сказками для детей постарше. С одной стороны, она богато иллюстрирована: картинки сопровождают каждый поворот сюжета и поясняют текст, с другой — сказка достаточно длинная (для ребенка 3-5 лет), имеет довольно насыщенный сюжет, изобилует разнообразной и иногда сложной для ребенка лексикой. С «Палочки-выручалочки» можно начинать знакомство ребенка с «лесным циклом» Сутеева.

Работа с книгой в этом возрасте должна быть направлена на расширение словарного запаса ребенка, понимание текста, выработку умения выражать свое мнение о прочитанном в беседе. Любая из этих целей требует максимально полного понимания ребенком как общего смысла сказки, так и отдельных ее фрагментов, слов. Поэтому начать знакомство с текстом необходимо с нескольких неспешных его прочтений.

Как читать вместе с ребенком сказку “Палочка-выручалочка”

Не спешите заваливать ребенка вопросами и заданиями — сначала просто прочитайте сказку, рассмотрите иллюстрации. Пусть ребенок задаст свои вопросы, уточнит непонятные моменты. Некоторые моменты можно разъяснить, не дожидаясь расспросов: что такое болото, трясина, почему ежик проверял перед собой дорогу палкой, почему птенчик не мог сам забраться в гнездо, почему зайчик белеет зимой и т. д. Можно привлечь к занятиям дополнительные материалы — рассмотреть книгу с разными птицами, их птенцами, гнездами; почитать другие сказки о зайчиках («Мороз и заяц», «Откуда у Зайца белая шубка»); поиграть в «болото» (прыгать с кочки на кочку); попрыгать через «реку» с палкой, подражая Ежику.

Когда ребенок хорошо познакомится с лексикой и сюжетом сказки, можно приступать к вопросам и беседам о прочитанном. Такие беседы важны для ребенка: он учится связно, грамотно говорить, выражать и отстаивать свое мнение, приводить аргументы в его защиту. Во время такой беседы взрослый должен создать для ребенка обстановку доброжелательного внимания, одобрения. Покажите, как вам интересно и важно знать мнение сына или дочери. Обязательно хвалите его за каждую высказанную мысль — даже если поначалу эти высказывания будут путаными, сбивчивыми и нелогичными. Ребенок должен понять, что к его мнению прислушиваются — это станет для него стимулом к тому, чтобы выражать его чаще и увереннее.

Примерные вопросы для обсуждения сказки

Для обсуждения лучше выбрать один из «проблемных» моментов сказки: например, когда Зайчик палку пинает, а Ежик подбирает. Беседовать можно, подглядывая в картинки — так ребенку будет проще сориентироваться, вспомнить, о чем идет речь.

Беседа может выглядеть приблизительно так:

– Давай-ка вспомним, как Ежик палку нашел? Помнишь, ее Заяц пнул, да так, что она далеко улетела! А почему он ее пнул?

– Потому что рассердился.

– А почему рассердился?

– Потому что запнулся за палку и чуть не упал.

– А как ты думаешь, это палка виновата в том, что Заяц запнулся?

– Нет, сам Заяц и виноват — он сам под ноги не смотрел, поэтому и запнулся. Виноват сам, а разозлился на палку.

– Как думаешь, это правильно?

А Ежик палку подобрал. Как ты думаешь, почему?

– Наверное, он просто пожалел палочку, которую Заяц так несправедливо пнул. Может быть, он решил показать, какой полезной эта палочка может быть? Как ты думаешь, полезной она оказалась? Без нее бы они не справились! То есть кто был прав: Заяц, который палку пнул, или Ежик, который ее подобрал и приберег?

В ходе беседы не настаивайте на обязательном ответе ребенка, но и сами ответов старайтесь не давать. Если ребенок пока не может ответить на вопрос — отложите беседу до следующего раза.

Можно задать несколько наводящих вопросов, или аккуратно обратить внимание ребенка на важные детали, которые помогут ему найти правильные ответы.

Если ответы ребенка отличаются от тех, которые вы «запланировали» – не спешите его исправлять, лучше попросите объяснить свое мнение. Часто бывает, что свежий взгляд на вещи позволяет ребенку взглянуть на ситуацию по-своему и сделать из нее нетипичные выводы. Это нормально, даже хорошо – свидетельствует об активной работе мысли. Не забывайте, что он — самостоятельная личность, и имеет право на собственное мнение. Но и вы свое мнение можете выразить, приведя собственные аргументы — это послужит для малыша хорошим примером диалога, обсуждения.

Полезно также вырабатывать у ребенка навык пересказа текста. Для первых пересказов, как и в случае с беседой, нужно выбрать небольшой яркий отрывок: например, сцену, когда друзья спасают птенчика. Рассмотрите картинку, которая соответствует этой сцене, задайте вопросы:

– Смотри, Ежик с Зайцем птенчика нашли!

– А почему он сидит на земле, а не в гнезде? – Он выпал из гнезда!

– А вот смотри — родители птенчика. Могут они ему помочь? – Нет.

– А что они делают? Зовут на помочь, чирикают «Помогите!».

– Вспомни-ка, помогли Заяц и Ежик птенчику? А как?

Первоначально малыш будет только односложно отвечать на такие вопросы или пересказывать ситуацию по картинке. В дальнейшем, когда сама логика пересказа будет ребенком усвоена, можно предложить ему более общие вопросы:

– Как Заяц и Ежик преодолели ручей?

– Как Ежик помог Зайцу выбраться из болота?

– Что Заяц и Ежик делали, когда встретили Волка?

На такие вопросы ребенку придется отвечать более полными предложениями. Разрешите ему опираться при пересказе на картинки — убрать их можно будет потом, когда навык пересказа будет достаточно хорошо отработан.

Если вам интересно знакомиться с жизнью и творчеством детских писателей, читать вместе их лучшие произведения, обсуждать сюжеты и делиться впечатлениями от прочитанного, подпишитесь на рассылку рубрики “Месяц с любимым писателем”. Введите имя и e-mail в форму ниже

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика