Читаем вместе: Корней Чуковский “Путаница”

Чуковский Путаница

«Путаница» – одновременно самая простая и самая сложная сказка Корнея Чуковского. Как и многие его произведения, она была написана для любимой младшей дочки Мурочки. Причем сама идея «Путаницы» исходила от девочки. Двухлетняя малышка однажды просто огорошила Чуковского странным сообщением: «Папа, ава (собака) – мяу!» – и рассмеялась, приглашая отца разделить веселье. Чуткий папа шутку поддержал — так и родилась на свет сказка, которую теперь знает каждый малыш.

Отношение к «Путанице» с самого начала было очень разным. Одни родители принимают забавные стихи с восторгом, другие возмущаются: что это за сказка такая? Зачем забивать ребенку голову ерундой? Каждому ведь ясно, что море не горит, а огонь пирогами не тушат! Нелогичное поведение героев, нелогичное развитие сюжета — веселая детская сказка легко сбивает с толку серьезных, логичных взрослых.

Между тем, «Путаница» Чуковского — прямая наследница древней народной традиции. С давних пор среди фольклорных сказок, потешек и прибауток для малышей встречались небылицы-перевертыши и «завиральные сказки», в которых привычный мир буквально ставится с ног на голову: «Ехала деревня мимо ямщика», «Не любо — не слушай», «Из-за леса, из-за гор…», «Дед Ермил» и множество других. И сказки эти неизменно ценились как взрослыми, которые бережно передавали их из поколения в поколение, так и детьми.

В чем же польза «перевертышей»? Сам Чуковский, говоря о своей «Путанице» отмечал: сказки-небылицы представляют являются для ребенка своеобразным экзаменом, который позволяет малышу оценить собственные знания об окружающем мире. Высмеивая «завиральные» моменты сказки («Свинки замяукали, кошечки захрюкали»), он утверждается в истинности собственных знаний («мяукает — кошка, хрюкает — свинка») и обретает первый опыт критической оценки произведения («я знаю, что кошка мяукает, а в книге пишут не так — значит, в книге не всегда пишут правду»). Таким образом, сказки-путаницы воспитывают у ребенка уверенность в себе, самоуважение, готовность отстаивать собственную точку зрения. Кроме того, «перевертыши» учат детей смеяться, воспитывают чувство юмора — важное и нужное качество, которое многократно повышает способность человека сопротивляться различным стрессам, тревогам и страхам.

Как читать “Путаницу” с малышами?

chitaem-chukovskogo-malisham

Читать «Путаницу» можно и с младенческого возраста, используя сказку в качестве «наглядного пособия» для изучения животных и тех звуков, которые они произносят. В этом случае на первый план выйдет не юмористическая и проверочная составляющая, а момент обучения: в «Путанице» упоминается много животных и приводятся соответствующие им звуки. Для изучения можно сделать, например, парные карточки: на одной изобразить животное, на другой — соответствующий звук. Вместе с малышом разложите их сначала в «перепутанном» порядке (как в сказке), а потом разложите по местам, сопровождая игру кратким пересказом:

– Вот котятки не захотели слушаться и стали хрюкать — хрю-хрю. А кто на самом деле должен хрюкать?  – Правильно, поросята!

– А непослушные утята стали квакать- ква-ква. А кто на самом деле должен квакать? –  Правильно, лягушонок!

Можно устроить для малыша веселую викторину: вы задаете вопросы, а ребенок пусть показывает нужную карточку или картинку в книге.

– Какие непослушные зверята стали мяукать?

– Кто сказал «Ку-ка-ре-ку»?

– Кто из зверят был послушным паинькой?

– А кто зажег море?

– Чем крокодил море тушил?

– Кто, наконец, море потушил?

За каждый правильный ответ ребенка обязательно нужно похвалить.

Читаем Чуковского "Путаница" детям

«Путаница» также отлично подходит для заучивания наизусть. С малышами до полутора-двух лет можно читать сказку по ролям: пусть малыш озвучивает животных, вставляя в нужных местах «мяу-мяу» или «кря-кря», а вы будете читать все остальное. С детьми постарше можно учить отдельные отрывки. Впрочем, это может и не понадобится — многие дети запоминают стихи Чуковского без всякой помощи взрослых и потом с удовольствием читают их бабушкам и дедушкам. Самое главное — читайте сказку часто, возвращайтесь к ней снова и снова, вспоминайте на прогулке и во время зарядки. Можно даже придумать собственную физкультминутку: встать на четыре лапки, как кошечки, походить вприсядку, как утята, попрыгать лягушкой, сделать «заячьи ушки» и т. д. Экспериментируйте, это очень интересно!

Поделитесь в комментариях, как вы читаете с ребенком книги. Какие книги нравятся? Как получилось поиграть в сказку “Путаница”?

Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

6 комментариев к записи Читаем вместе: Корней Чуковский “Путаница”

  • Алена Волкова  пишет:

    Ирина, спасибо, что поделились. Обыгрывать сказки, действительно, не только очень весело, но и полезно.

  • Алена Волкова  пишет:

    Наталья, спасибо Вам! Играйте с удовольствием!

  • Ирина  пишет:

    Малышке 2,2года и она с удовольствием читает по ролям. Уже повторяет большие фрагменты текста. А совместить с движениями идея замечательная! Спасибо!

  • Наталья Кириллова  пишет:

    Алёна, спасибо за полезный материал. Как оказалось во время чтения можно и поиграть))

  • Алена Волкова  пишет:

    Юлия, рада, что вам понравилось!

  • Yulia Popenko  пишет:

    Супер сказка “Путаница”! Спасибо, поиграли с сынулей, ему очень понравилось. Алена, спасибо за интересные и полезные материалы!

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика