Читаем сказку Корнея Чуковского «Телефон»

Чуковский Телефон

Произведения Корнея Ивановича Чуковского обладают захватывающим сюжетом, ритмичны, просты, в  них легко угадывается рифма, все это позволяет ребенку с легкостью запоминать их.

Предлагаю рассмотреть методику работы с одной из его сказок – «Телефон».

Как и когда?

Материалы, представленные в статье, ориентированы на детей от 3 лет, но надеюсь, что и мамы малышей найдут интересные идеи для занятий.

Мы будем не просто читать книгу, а играть, обсуждать, изучать новое. Следует заметить, что это не пошаговая инструкция, а набор идей – отберите подходящее вам, исключите лишнее, добавьте свое.

Заниматься можно в несколько подходов (даже лучше разделить на несколько дней) и в разных местах (дома,  на прогулке, в машине).

Если ребенок не хочет что-то делать, пропустите, отложите, предложите другой вид деятельности, например, малыш с удовольствием будет играть в игру «Телефон».

Подготовка.

Нам понадобится книга Корнея Чуковского со сказкой «Телефон».

 

Полезно иметь другие сборники, в которые вошла эта сказка, для знакомства с различными вариантами иллюстраций.

 

Приготавливаем энциклопедии, статьи, фотографии, аудио и видео о животных,  встречающихся в сказке.

 

Берем пару телефонов (можно использовать домашний или мобильный телефон – ребенку это даже больше понравится) для инсценировки телефонного разговора.

 

Кроме этого нам понадобятся карандаши, альбом, пластилин и т.п.

Методика работы.

Сначала познакомим ребенка с книгой – пусть малыш сам полистает странички, изучит картинки. Даже если он уже знаком с ней, ему может захотеться рассмотреть ее еще раз.

Прочитаем сказку ребенку, стараясь читать эмоционально, выразительно, изменяя голос, обращая внимание ребенка на иллюстрации.

Теперь поработаем с первым фрагментом.

У меня зазвонил телефон.

– Кто говорит?

– Слон.

– Откуда?

– От верблюда.

– Что вам надо?

– Шоколада.

– Для кого?

– Для сына моего.

– А много ли прислать?

– Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

 

Обсуждаем:

Вопрос 1. Шесть пудов шоколада – это сколько?

Теория для родителей:

Пуд – это около 16 кг. Получаем, что 5-6 пудов – около 80-96 кг.

Обычная шоколадная плитка имеет массу 100гр., тогда 6 пудов – 960 шоколадок (можно округлить до тысячи – для ребенка это звучит внушительнее).

Объясняем:

Если есть в доме пудовая гиря, можно предложить ребенку ее поднять. «Тяжело? А слон просит 6 таких гирь из шоколада!»

«6 пудов – это около 1000 шоколадок. Представляешь, как это много?»

Вопрос 2. Что означает слово «этак»?

Теория для родителей:

ЭДАК / ЭТАК, наречие и частица.

Наречие. То же, что «таким образом, так».

Частица. То же, что «приблизительно, примерно».

Объясняем:

Слово «этак» обозначает «примерно» или «приблизительно». Например, мы пойдем на прогулку часов этак в пять.

Перечитаем отрывок еще раз и предложим поиграть в игру «Телефон» – «звоним» друг другу и рассказываем стихотворение по ролям. Можно потом мини-представление показать домашним или гостям. Если игра понравилась, можно не ограничиваться этим фрагментом и учить стихотворение дальше.

Если вы не делали перерыв, то самое время его сделать сейчас. Пусть малыш отдохнет и позанимается чем-нибудь другим.

Теперь изучим иллюстрации к произведению из других источников.

Еще раз возвращаемся к началу сказки, теперь будем читать и обсуждать. Варианты вопросов:

    • А две пары – это сколько?
    • А что такое калоши?
    • Как ты думаешь, а калоши вкусные?
    • Дюжина калош – это сколько?
    • Опиши, как выглядят перчатки.
    • Что такое трубка? Какие еще  бывают трубки?
    • Что значит «А он только «му» да «му»…»?
    • Какие капли просят цапли?
    • Почему у цапель заболели животы?
    •  Как ты думаешь, какую песню можно назвать «чудесной»?
    • Что значит слово «галдеть»? Покажи, как разговаривали газели.
    •  Кто такой Мойдодыр? Как он выглядит по-твоему?
    •  Что такое болото?
    •  Что означает фраза «Ни туда, ни сюда»?
    •  Почему нелегкая работа – из болота тащить бегемота?

Можно предложить малышу найти ответ на некоторые вопросы самому: спросить у домашних, поискать информацию в предложенном видео.

Нарисуем иллюстрации к сказке, слепим персонажей из пластилина.

Изучим информацию обо всех животных, встреченных в сказке. В этом нам помогут приготовленные заранее энциклопедии, фотографии, статьи, аудио и видео.

Дополнительные идеи:

  • В удобное время можете предложить малышу посмотреть мультфильм по сказке.
  • Запишите видео с игрой «Телефон».
  • Снимите мультик по сказке, используя игрушки, пластилин и  др.
  • Нарисуйте комиксы по сказке.
  • Изучите принцип работы телефона (для деток постарше).
  • Обсудите телефонный этикет.

Надеюсь, представленный материал оказался вам полезен.

Анна Воронина специально для проекта “Речь ребенка”

Анна Воронина

Анна Воронина

Увлеченная мама 4-летней дочери и годовалого сына, педагог с опытом работы в школе с детьми всех возрастных категорий, пишу детские стихи, рассказы, сказки, автор статей. В данный момент занимаюсь вопросами воспитания и развития дошкольников, в том числе: чтением, творчеством, изучением родного края, математикой и информатикой, организацией занятий с разновозрастными детьми.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

2 комментариев к записи Читаем сказку Корнея Чуковского «Телефон»

  • Наталия Морозко  пишет:

    если шоколадка весит 1 кг, тогда действительно 80-96 шоколадок, а если 100г., тогда значительно больше:), я так полагаю:))

    • Анна Воронина Анна Воронина  пишет:

      Наталия, спасибо, что заметили – исправила.
      С уважением,
      Анна Воронина

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика