
Произведения Корнея Ивановича Чуковского обладают захватывающим сюжетом, ритмичны, просты, в них легко угадывается рифма, все это позволяет ребенку с легкостью запоминать их.
Предлагаю рассмотреть методику работы с одной из его сказок — «Телефон».
Как и когда?
Материалы, представленные в статье, ориентированы на детей от 3 лет, но надеюсь, что и мамы малышей найдут интересные идеи для занятий.
Мы будем не просто читать книгу, а играть, обсуждать, изучать новое. Следует заметить, что это не пошаговая инструкция, а набор идей — отберите подходящее вам, исключите лишнее, добавьте свое.
Заниматься можно в несколько подходов (даже лучше разделить на несколько дней) и в разных местах (дома, на прогулке, в машине).
Если ребенок не хочет что-то делать, пропустите, отложите, предложите другой вид деятельности, например, малыш с удовольствием будет играть в игру «Телефон».
Подготовка.
Нам понадобится книга Корнея Чуковского со сказкой «Телефон».
Полезно иметь другие сборники, в которые вошла эта сказка, для знакомства с различными вариантами иллюстраций.
Приготавливаем энциклопедии, статьи, фотографии, аудио и видео о животных, встречающихся в сказке.
Берем пару телефонов (можно использовать домашний или мобильный телефон – ребенку это даже больше понравится) для инсценировки телефонного разговора.
Кроме этого нам понадобятся карандаши, альбом, пластилин и т.п.
Методика работы.
Сначала познакомим ребенка с книгой – пусть малыш сам полистает странички, изучит картинки. Даже если он уже знаком с ней, ему может захотеться рассмотреть ее еще раз.
Прочитаем сказку ребенку, стараясь читать эмоционально, выразительно, изменяя голос, обращая внимание ребенка на иллюстрации.
Теперь поработаем с первым фрагментом.
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
Обсуждаем:
Вопрос 1. Шесть пудов шоколада — это сколько?
Теория для родителей:
Пуд — это около 16 кг. Получаем, что 5-6 пудов — около 80-96 кг.
Обычная шоколадная плитка имеет массу 100гр., тогда 6 пудов — 960 шоколадок (можно округлить до тысячи – для ребенка это звучит внушительнее).
Объясняем:
Если есть в доме пудовая гиря, можно предложить ребенку ее поднять. «Тяжело? А слон просит 6 таких гирь из шоколада!»
«6 пудов – это около 1000 шоколадок. Представляешь, как это много?»
Вопрос 2. Что означает слово «этак»?
Теория для родителей:
ЭДАК / ЭТАК, наречие и частица.
Наречие. То же, что «таким образом, так».
Частица. То же, что «приблизительно, примерно».
Объясняем:
Слово «этак» обозначает «примерно» или «приблизительно». Например, мы пойдем на прогулку часов этак в пять.
Перечитаем отрывок еще раз и предложим поиграть в игру «Телефон» — «звоним» друг другу и рассказываем стихотворение по ролям. Можно потом мини-представление показать домашним или гостям. Если игра понравилась, можно не ограничиваться этим фрагментом и учить стихотворение дальше.
Если вы не делали перерыв, то самое время его сделать сейчас. Пусть малыш отдохнет и позанимается чем-нибудь другим.
Теперь изучим иллюстрации к произведению из других источников.
Еще раз возвращаемся к началу сказки, теперь будем читать и обсуждать. Варианты вопросов:
- А две пары — это сколько?
- А что такое калоши?
- Как ты думаешь, а калоши вкусные?
- Дюжина калош – это сколько?
- Опиши, как выглядят перчатки.
- Что такое трубка? Какие еще бывают трубки?
- Что значит «А он только «му» да «му»…»?
- Какие капли просят цапли?
- Почему у цапель заболели животы?
- Как ты думаешь, какую песню можно назвать «чудесной»?
- Что значит слово «галдеть»? Покажи, как разговаривали газели.
- Кто такой Мойдодыр? Как он выглядит по-твоему?
- Что такое болото?
- Что означает фраза «Ни туда, ни сюда»?
- Почему нелегкая работа — из болота тащить бегемота?
Можно предложить малышу найти ответ на некоторые вопросы самому: спросить у домашних, поискать информацию в предложенном видео.
Нарисуем иллюстрации к сказке, слепим персонажей из пластилина.
Изучим информацию обо всех животных, встреченных в сказке. В этом нам помогут приготовленные заранее энциклопедии, фотографии, статьи, аудио и видео.
Дополнительные идеи:
- В удобное время можете предложить малышу посмотреть мультфильм по сказке.
- Запишите видео с игрой «Телефон».
- Снимите мультик по сказке, используя игрушки, пластилин и др.
- Нарисуйте комиксы по сказке.
- Изучите принцип работы телефона (для деток постарше).
- Обсудите телефонный этикет.
Надеюсь, представленный материал оказался вам полезен.
Анна Воронина специально для проекта «Речь ребенка»
если шоколадка весит 1 кг, тогда действительно 80-96 шоколадок, а если 100г., тогда значительно больше:), я так полагаю:))
Наталия, спасибо, что заметили — исправила.
С уважением,
Анна Воронина