5 игр на развитие речевого внимания

Мама с дочкой играет в игры на развитие речевого внимания

Что такое речевое внимание? Как его развивать? И нужно ли это делать?

 Такие вопросы нередко задают родители на вебинарах, тренингах и в индивидуальной работе. Давайте поговорим об этом в сегодняшней статье.
Каждый ребенок ежедневно слышит огромное количество слов. Однако выделять и понимать их он начинает далеко не сразу. Сначала звуки родного языка воспринимаются малышом неосознанно, он еще не умеет сосредоточивать свое внимание на них, сравнивать их между собой по громкости, тембру, темпу и другим параметрам. Звуки сливаются для него, а некоторых он даже не замечает! Всему этому ребенку предстоит научиться в процессе роста и развития. И наша (родителей, бабушек-дедушек, воспитателей, логопедов) задача – помочь ему на этом нелегком пути! Ведь без хорошо развитого речевого внимания невозможно научиться хорошо говорить. А проще всего сделать это можно при помощи игр на развитие речевого внимания.
И сегодня мы рассмотрим 5 игр, благодаря которым мы можем в веселой и интересной форме помочь ребенку тренировать речевое внимание. Начнем? 🙂

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА  “ЗВЕРЯТА”

Игра на развитие речевого внимания "Зверята"

Предложите ребенку внимательно послушать шуточные стишки, найти в них ошибки и объяснить.
К нам пришли зверята:
Щуки и телята,
Кошки и вороны,
Тигры, макароны.
К нам пришли зверята:
Лисята и волчата,
Утюги, моржи,
Воробьи, стрижи.
К нам пришли зверята:
Ягнята и телята,
Дятлы и кукушки,
Булочки и плюшки.
 

ИГРА  “НАЗОВИ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ”

Игра на развитие речевого внимания "Правильный порядок"

Заранее подготовьте комплект зимней (или осенней) одежды ребенка. Разложите так, чтобы каждый предмет одежды, который перечислен ниже, был хорошо виден. Затем прочитайте стихотворение.

В зимний холод нам нужны:

Свитер, теплые штаны, 

Шапка, шарф и сапоги,

Куртка, варежки, носки.

Предложите ребенку показать и назвать предметы в том же порядке, в котором они упоминаются в стихотворении.
Задание можно усложнить: когда ребенок с легкостью справляется с предложенным заданием, добавьте несколько “лишних” вещей – тех, о которых не говорится в стихотворении.

ИГРА  “ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ”

Читайте ребенку загадки-двустишья, не договаривая последнее слово. Предупредите ребенка, что нужно быть очень внимательным – правильный ответ не тот, который хочется назвать сразу.

В огороде до сих пор
Под землею…
(хочется сказать помидор, а правильный ответ – морковь).
Собирает с грядок внук
Сто стручков, зеленый…
(хочется сказать лук, а правильный ответ – горох).
По лесу идем, в лукошки
Наберем одной…
(хочется сказать картошки, а правильный ответ – земляники).
Ему бананы рвать не лень,
Свой хобот вытянул…
(хочется сказать олень, а правильный ответ – слон).
На животе висит карман,
В нем дочку носит…
(хочется сказать пеликан, а правильный ответ – кенгуру).
Лучик солнышка потух,
В лесу завыл большой…
(хочется сказать петух, а правильный ответ – волк).
Шарик серый ты не тронь,
Всех уколет тихий…
(хочется сказать конь, а правильный ответ – еж).
Лучше друга не найдешь,
Лает громко верный…
(хочется сказать еж, а правильный ответ – пес).
Он зовется “царь зверей”,
Потому что…
(хочется сказать воробей, а правильный ответ – лев).
В работе он помощник наш,
Всем дозвонится…
(хочется сказать карандаш, а правильный ответ – телефон).

ИГРА  “ПЕРЕПУТАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ”

Игра на развитие речевого внимания "Перепутанные предложения"

Предложите ребенку прослушать предложения, в которых слова перепутаны. Задача ребенка – найти и исправить ошибку.

Мука сеет Симу сквозь сито.
Начинается коза, молоко дает гроза.
Кошка убегает от мышки.
Белое небо плыло по голубому облаку.
Хозяин лаял на Полкана.
Слон нарисовал художника.
Дорожка в огород заросла макаронами.
Над озером летит стая жирафов.

ИГРА  “ПРОСЬБА”

Игра на развитие речевого внимания "Просьба"

Предложите ребенку слушать ваши задания и точно выполнять их, но только в том случае, если перед заданием вы скажете слово “просьба”(например: просьба – похлопай в ладоши).

Просьба – согни правую ногу.

А теперь подними левую руку вверх.

Пожалуйста, присядь.

А сейчас поставь руки на пояс.

Попрыгай на двух ногах.

Просьба – попрыгай на одной ноге.

Топни правой ногой.

Наклонись вперед.

Разведи руки в стороны.

Просьба – зажмурь глаза.

И т.д.

 Затем можете поменяться ролями: ребенок дает вам задания, а вы выполняете их, если слышите слово “просьба”.
Развитие речевого внимания играет важную роль на пути формирования правильной и красивой речи. Чем чаще вы будете уделять внимание подобным играм, тем легче и быстрее ребенок научится хорошо говорить.
 Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт


Комментарии:

Ответить

Допускается использование следующих HTML тегов: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика